Лидерские, организаторские способности – они как трава: настырно пробиваются сквозь железобетон и асфальт обстоятельств. И специалисту по связям с общественностью, помощнику депутата, организатору-массовику такие способности очень нужны для качественного выполнения своей работы. И начальнику отдела спортивно-массовой работы томского Центра социальных инициатив Лидии Митаевой – тоже. Тем более, что все перечисленные должности (и не только перечисленные) – из её профессионального портфолио. 

В школе в младшем и среднем звеньях меня трудно было назвать активисткой. Но все переменилось, когда я перешла в 9-й класс своего лицея №7 города Томска. В сентябре нас собрали в актовом зале и кинули клич: у кого есть желание заняться общественной деятельностью, и кто хочет реализовать свои таланты – танцевать, петь, писать тексты, сочинять стихи и так далее, добро пожаловать в Совет старшеклассников. Мне почему-то стало интересно, я записалась. И не прогадала. Мы, новобранцы, с удовольствием занимались организацией различных мероприятий: календарные праздники, КВН, школьные конкурсы, в том числе городские и региональные – «Ровесник», «Школьница», «Вовочка», «Пеппи», «Лидер XXI века». У меня прям хороший дополнительный стимул ходить в школу появился. 

Лида так разактивничалась, что в 10-м классе её выбрали председателем Совета старшеклассников. Что ж, этот вызов девушка восприняла как хорошую возможность набраться организаторского опыта, хотя понимала, что и ответственности в этом статусе намного больше. Иногда «поручения» поступали от Совета депутатов томского микрорайона Каштак, так что оргкоманда школы должна была соответствовать, «кипеть» как внутри школьной жизни, так и снаружи.

Общественная деятельность так или иначе повлияла на выбор специальности. Но не сразу после окончания школы. «Мне советовали поступать на рекламу, мол, ты творческая, любишь сценарии писать, а мама хотела, чтобы я по стопам отца-милиционера поступила на юрфак. Но я решила по-своему – никуда не поступать, пойти работать. Чем довела маму, наверное, до истерики». 

Лидеры – они же общительные, знакомых у них предостаточно. Вот одна из таковых позвала Лиду поработать в элитном эстетическо-медицинском центре Томска … барменом. Причем в обязанности входило и коктейли для посетительниц делать, и кофе, и соки-фреши, и форель на пару, и салатики. Почему бы нет? А через три месяца к освоению новой специальности Лидия и вторую прибавила, увидев по телерекламе объявление о 9-месячных курсах парикмахеров. В июле 2007 года Лидия должна была стать дипломированным мастером по красоте. Но – опять поступила по-своему, не стала оканчивать курсы в пользу приемной комиссии в томские вузы. Вспоминает то лето как сумасшедшее по загруженности: в центре уволилась сменщица, и Лида работала за двух барменов, отпрашиваясь, чтобы сдать экзамены в университет. Специальность выбрала «связи с общественностью», ориентируясь, как уже стало практически ее личной «фишкой» на то, что «мне интересно». 

– Если мне что-то интересно, и если это не противоречит моим ценностям, я могу горы свернуть, не считаться с усилиями и затраченным временем. Психология и реклама – это было что-то знакомое, а вот связи с общественностью – тут мне прям любопытно стало, что же это такое. Снова послушала своё сердце, в итоге поступила в Томский государственный педагогический университет именно на эту специальность, и попала именно на то, что мне по душе. То, чем я в Совете старшеклассников занималась, – организация и проведение мероприятий, планирование, анонсы, контакты с партнерами.

Расклеивание объявлений в 12 лет, один сезон в роли вожатой в детском летнем лагере в 15 лет, несколько лет в Совете старшеклассников, пара лет работы барменом до вуза, а с 11-го класса и все производственные практики – работа у дяди в коммерческой фирме, занимающейся металлом, – всё это, как ни крути, шаг за шагом добавляло в арсенал юной Лидии опыт и понимание того, чем ей хочется заниматься в профессиональной жизни. 

– У дяди я на время отпуска его секретаря заменяла её и занималась многими направлениями. Деловая переписка, отправление корреспонденции, составление договоров, взаимодействие с рекламными агентствами, подготовка, изготовление и размещение рекламных листовок и многое другое. 

Но преддипломную практику Лиде хотелось пройти стопроцентно по специальности. XXI век же на дворе. Погуглила, две недели прозвонов несколько контор, мол, можно к вам на стажировку по связям с общественностью, и вот он, результат, – практика в городском управлении по делам молодежи, физической культуре и спорту. И снова не прогадала, практика получилась то, что надо, с места в карьер: руководительница на этот месяц в отпуск ушла, а потом ещё на больничный, оставила сотруднику и практикантке Лидии список поручений. «В которых я мало что понимала, но помаленьку с помощью коллеги разобралась. И диплом писала по итогам проведения в Томске Всероссийских соревнований по художественной гимнастике, администрация города, само собой, принимала участие в их организации. Еще и подработку предложили, участие в креативной группе во время выборов в 2011 году».

Да, справилась. Да так справилась, что была приглашена в Управление на работу после окончания вуза на должность ведущего специалиста. Организовывали городские мероприятия спортивные и молодежные. Особой гордостью Лиды стало создание базы ветеранов спорта Томска. Собрала все сведения, которые у коллеги были в разрозненном виде на листочках, в блокнотах, тетрадках, прозвонила по телефонам, чтобы узнать, как дела у тех, кто на пенсии, и сделала базу. Благодаря которой и сейчас легко найти информацию о человеке, оставившем свой след в истории томского спорта, пригласить ветеранов на праздник или мероприятие. 

Спустя три года Лида стала думать о смене места деятельности, хотелось больше разнообразия, креатива, а в государственных структурах с этим проблемы: все должно быть распланировано, по ранжиру, подотчетно. А мы же запомнили, что если заканчивается у Лидии интерес, то она ищет его снова и снова. Подала она заявку на вакантную должность в одну из структур Крыма. В первый раз комиссию не устроили сканы документов вместо оригиналов, во второй – необходимый стаж работы подняли с трех до четырех лет. «Значит, не судьба, значит, точно не мое», – не расстроилась Лида. И точно, однажды поступил звонок с предложением: «Томскому отделению партии КПРФ требуется руководитель пресс-службы. Пойдешь? На размышление – сутки».

И началась новая жизнь по-новому. 

 Я не боюсь перемен, не боюсь впускать в свою жизнь неизведанное, всегда уверена, что моё от меня никуда не уйдёт. Может, это отец, как ангел-хранитель, стоит за моим плечом и направляет, помогает. Я это чувствую. Он ушел из жизни, когда мне было 13 лет. И я как будто опору потеряла, всегда себя считала папиной дочкой. С тех пор я, наверное, только на себя надеюсь, знаю, что все преодолею, и близкие помогут, даже если их уже нет на этом свете. 

Итак, началась новая работа, новая жизнь с января нового 2016 года. Началось то, что Лидии нравилось и было интересно в этом принимать участие: выезды в районы области на встречи с населением, на проведение партийной работы, предвыборные кампании. И не только в пределах региона ездила. То на конференцию пищевиков в Торгово-промышленную палату посылают в Москву. То по делам Федерации бокса (это была параллельная работа, считай, общественная) – в Калининград.  

– Мне повезло, в партийной жизни это был интересный период, прошли крупные мероприятия в масштабе страны – 100-летие Октябрьской революции в 2017 году, 100-летие комсомола. Я была частью этих ярких событий, мы организовывали для области мероприятия. Параллельно на полставки работала помощником депутата областной Думы. И это тоже было с поездками нередко связано. Шеф командовал – собирайся, в пять утра выезжаем в Верхнекетский район. Или – в Первомайку. Или – в Мельниково. Я кайфовала от этого, обожаю путешествия куда бы то ни было. Наверное, еще и потому, что вспоминалось детство. Когда папа собирается, а я спрашиваю: «Ты куда?». «Хочешь со мной? Прыгай!». И я прыгала в люльку мотоцикла, он накрывал меня брезентом, мы ехали на озеро, купались в сумерках, когда вода самая тёплая. Так хорошо от таких воспоминаний…  

И снова – новый этап, снова смена места работы. «Ты нужна нам в поликлинике», – скомандовал начальник, он же депутат, он же главврач областной стоматологической поликлиники с несколькими филиалами в Томске. Около четырех лет работы там, держа руку на информационном пульсе поликлиники и продолжая работать помощником депутата. За это время заработал сайт медицинского учреждения, был разработан фирменный стиль и многое другое. А в декабре 2021 года – январе 2022 года – снова новогодний поворот. Увольнение, и снова раздумья, собеседования в ответ на посланные резюме, чтобы понять, чего хочется от себя и от профессиональной карьеры.

Карьерная фея Лидии раздумывала недолго. Подруга позвонила: «Давай помогай, ты нам нужна!». Так Лидия оказалась в Центре социальных инициатив, где в настоящее время очень пригождаются ее навыки и инициативы. Хотя были у нее опасения, что информационщик, которым является Лида, не сможет быстро соединить все направления, в которых должен разбираться начальник отдела спортивно-массовой работы. Но коллеги, знающие Лидию по прошлым местам работы, успокоили: «Ты в этой системе работала, знаешь и спортсменов, и азы информирования населения и организации массовых мероприятий, и с документами умеешь обращаться и когда-куда-кому позвонить тоже знаешь». Так что все знакомое, и это вскоре Лидия и сама поняла. Работает с 84-мя спортивными инструкторами, которые, в свою очередь, работают в своих дворах-микрорайонах Томска с населением, параллельно Медиа-центр стала курировать, налаживать его работу, в том числе и присутствие Центра социальных инициатив в социальных сетях. В общем, действует по своему жизненному принципу «Вижу цель, не вижу препятствий».

– Всё это мне интересно. Интересно наблюдать, как люди, население Томска втягивается в массовую физкультуру. В месяц может быть от 2 до 15 мероприятий разного формата. Сегодня вот провела на лыжной базе в Сосновом бору (это у нас микрорайон так называется) открытие зимнего спортивного сезона. А в августе, в мае чуть ли не каждый день «в люди» выходили, там и День физкультурника, и День победы, и тренировки на спортплощадках, и городские спартакиады. Идея массового физкультурного спорта – отличная. Но время вносит свои коррективы. Люди сейчас стали требовательнее, даже в рамках бесплатных физкультмероприятий хотят шахматы осваивать с инструктором-шахматистом, а скандинавскую ходьбу – с экспертом в этом виде спорта. Вот и получается, что наши инструкторы должны быть многофункциональны, а это задача не из легких. Не хочется, чтобы качество при этом страдало. 

Свою интересную часть жизни в Немецком молодежном объединении Лидии, считай, тоже работа подарила. В один из периодов, в 2015 году, начальником городского управления по молодежной политике, в помещении которого находилось и Управление по спорту, где работала тогда и Лидия, был Евгений Вагнер. Как-то он спросил Лиду: «У тебя в профиле ВКонтакте стоит немецкая фамилия, Геттингер. Придуманная?». «Нет, это дедушки фамилия», – пояснила Лида, еще не подозревавшая, к чему через пять лет приведет этот вопрос. А вот к чему. В 2020 году Евгений, возглавлявший в то время НМО, предложил Лиде стать участником проекта «Школа идентичности» для российских немцев. Конечно, Лидии всё новое всегда интересно, она и сама пошла, и старшую сестру записала.

– Все занятия школы я посетила, кроме первого, так как в Калининграде была в командировке. А через несколько месяцев Женя предложил вести в НМО инфопроект «Молодые профессионалы», рассказывать об интересных представителях российских немцев, классно исполняющих в России ту или иную профессиональную роль. Вторым проектом НМО, в котором я приняла участие, стал выезд в Поволжье, это был год 80-летия депортации российских немцев, мне была важна эта поездка, ведь дедушка оттуда родом. Единственное, что в ту поездку я не ответила на все свои вопросы, не закрыла гештальт. Планирую съездить сама, пройтись по селу Высокое Красноармейского района, почувствовать атмосферу, в которой жили там мои предки. 

В этом поволжском селе, ранее называвшемся Денгоф, родился и жил дед Лидии по отцовской линии. Как и большинство российских немцев, он – потомок тех, кто прибыл в Россию после манифеста Екатерины II. После голодных 1920-1930-х в живых из 13 детей в их семье осталось только двое братьев, старший – Яков и младший – Вильгельм (дедушка Лиды). 

– Пока я мало раскопала фактов семейной истории. Дедушка Геттингер (или Гёттингер) Вильгельм Иоганнесович был призван в начале войны, а уже в декабре 1941 числился без вести пропавшим. Но раз я говорю эти факты, значит, он вернулся с войны живым, появился на свет мой отец. Дед был комбайнером-трактористом по образованию, и скорее всего по этой причине, он не попал в трудовой лагерь, а был отправлен в Томскую область в Поросинскую МТС. Там, в селе Губино, познакомился с моей бабушкой, до 1960 года родилось у них пятеро детей, мой отец – самый младший. И только он получил при рождении фамилию Геттингер, остальные были по матери Митаевы, так как в то время запрещены были браки с этническими немцами. 

Когда запрет был снят, дедушка с бабушкой в 1960 году смогли расписаться, и детям тогда поменяли фамилии в документах на отцовскую. Но так интересно сложились обстоятельства, что отец Лидии, Александр, чтобы стать милиционером, поменял фамилию Геттингер на Митаева. 

– Я всегда понимала, что мы из российских немцев, папа рассказал всё, что знал сам. Особых традиций из немецкой культуры в семье не было, разве что обязательно ёлку с папой всегда ставили к 24 декабря. Лет в 14 я немного походила в Русско-немецкий дом на курсы для девочек. Но реальное осознание этнической идентичности пришло уже во взрослом возрасте, когда стала участвовать в проектах НМО, изучать историю этой части российского народа. Стала расспрашивать родных, ездила, ходила к ним, рассказы с диктофоном записывала. У нас интересная история случилась. Мой родной дядя поднимал архивные документы по поводу своего гаража, и вот в один день, когда он пришел в архив, его спросили: «Там в зале тоже Геттингер, не ваша родня?». Такое вот совпадение вышло, один шанс на миллиард, что называется. А тот Геттингер однофамильцем оказался, но он подарил дяде свою книгу: 20 лет он занимался историей семьи и фамилии, собрал все данные, какие только смог. Это был подарок судьбы! Я изучила эту книгу, нашла следы нашей семьи до 1766 года, когда предок Иоганн Михаэль через Данию, эмигрировал из Любека до Кронштадта, оттуда до Ораниенбаума, где дал присягу на верность российской короне и был отправлен на Волгу в Денгоф Бальцерского кантона, став одним из основателей этой колонии.

В планах Лидии – восполнять пробелы в истории семьи и дальше, благо, что в проектах НМО подсказывают технологии, адреса, ресурсы, как это правильно сделать. Так вот объединение подарило еще одному своему члену возможность почувствовать свои корни, свое фамильное прошлое. «Без которого было неполным моё настоящее и будет неполным моё будущее», – говорит Лидия уже как член оргкоманды НМО, ведь в объединении умеют замечать активных людей, которые могут свои навыки, свои таланты подарить другим. После Поволжья был проект Академия «Молодых профессионалов» в Екатеринбурге, где Лидия уже работала в составе оргкоманды. И продолжила роль специалиста по информационной политике на следующем проекте, во время экспедиции в Воркуту, и на «Школе лидеров» в Москве. И второй год ведет рубрику «Молодые профессионалы». Ну, в общем, вы поняли, что будет еще не один следующий проект. Ведь Лидии это интересно:

– НМО для меня – это возможность творчества, но прежде всего это замечательные люди, желающие реализовать свой потенциал, в том числе и в рамках движения российских немцев. Уже на второй проект я приехала, как будто домой попала, все участники – есть такой феномен у НМО – как родные становятся. Потому мы что мы заинтересованы в одном и том же, на коллег по команде можно положиться, обратиться за помощью. Мы тут все свои. В нашем сегодняшнем мире это дорогого стоит.

Да, участники проектов НМО такие разные, и такие похожие в чем-то важном. Как и многие герои нашей рубрики «Молодые профессионалы» Лида любит путешествовать, открывать для себя новые города. Потому что это неповторимая, особая атмосфера страны и каждого города в отдельности, потому что это встречи с родными и с друзьями детства, которых жизнь раскидала кого куда. Потому что это встречи с теплым прошлым. В 2015 году поехала по маршруту Москва-Смоленск-Минск-Ростов-на-Дону-Донецк-Москва. В 2021 году повторила маршрут на Кавказе, по которому ездила в 4 года с родителями, расширив его до нескольких городов. За 10 дней – Краснодар, Ставрополь, Минводы, Пятигорск, Кисловодск, Александровское, Новороссийск, Мысхако. Любит Крым, была там семь раз и готова повторять его вновь и вновь. А еще Карелию хочется посетить, остров Русский и Казань «покорить».

Как и многие участники рубрики, Лидия считает, что в работе важна ответственность за свои слова и действия, стремление к саморазвитию, дотошность в мелочах, исполнительность, самокритика, умение находить общий язык с любым собеседником. Мечтает научиться игре на гитаре, освоить различные компьютерные программы, необходимые медиа-специалисту, организатору. «Но в этом вопросе, по большому счету, я по течению плыву: приобретаю те навыки, которые в данный момент требует от меня работа. Потому что пока что по времени не получается даже понять, что мне в будущем понадобится, чтобы заранее это изучить».

Как и некоторые члены НМО, Лидия любит петь, правда, по-своему – в караоке, ну, максимум, на каких-нибудь мероприятиях. Любит волейбол, и в администрации города играла в команде, сейчас нравится поддерживать форму в спортзале в этом виде спорта. 

– Мои мечты – это не что-то высокое и заоблачное. Это просто ближайшие цели, которые хочется для себя исполнить. И жизнь дает мне такие шансы. И это элемент счастья для меня. Счастьем будет и мой человек, союзник в семейной жизни, которому я буду доверять на все сто, который будет понимать и принимать меня с моими «тараканами». Счастье – когда близкие здоровы и рядом, когда мы делаем друг для друга всё возможное, чтобы пополнить счастье друг друга. Ведь, как любит говорить моя подруга, сегодня ты на коне, завтра под конем, а послезавтра – ты сам конь. А мое любимое выражение – шекспировское: «Весь мир театр, а люди в нем актеры». Сейчас соединю эти два выражения, вы поймете, к чему я клоню. По жизни мы играем разные роли, попадаем в разные обстоятельства, но главное для меня – оставаться человеком. Именно эту роль важно исполнять в любой ситуации. 

Благодарим Лидию за беседу!