Зарисовки из жизни моей семьи

Историческая справка: После издания Указа Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 года, была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья и проведена тотальная депортация немцев из АССР НП. Немцам было отдано распоряжение в течение 24 часов подготовиться к переселению и с ограниченным количеством своего имущества прибыть в пункты сбора. Немецкие жители республики были вывезены в отдаленные районы Сибири, Казахстана и Средней Азии.

Лауве, немецкая колония в Левобережье Волги (ныне с. Яблоновка Ровенского района Саратовской области), 1941 г. Семья Геймбух, относящаяся к немцам Поволжья, – мои прадедушка и прабабушка Пётр Петрович и Амалия Богдановна, их дети Амалия, Эмилия и Пётр. По распределению их депортировали в небольшое село Васильевку Сандыктауского района Акмолинской области Казахстана.

Из воспоминаний: «Немцев, поселенных в деревне, лишили работы и пропитания. Местные жители подкармливали и помогали. Поначалу было тяжело, нельзя было покидать деревню, заставляли отмечаться в комендатуре, как самых настоящих преступников».

Из рассказа моего отца: «Когда только-только была депортация, немцам помогали выжить местные. Однако отношение, конечно, было предвзятым. Тётя Миля (Эмилия Петровна) рассказывала, что немцев постоянно называли фашистами, бросались в них чем-то. Со временем люди научились разделять понятия «немец» и «фашист», но даже я как-то на себе чувствовал некоторую неприязнь, исходящую от директора своей же школы. Такие вот предрассудки и сейчас встречаются, когда от войны уже прошло 75 лет, но это, скорее всего, от недостатка знаний».

Уже в Васильевке родился мой дед, Гембух Андрей Петрович (при оформлении свидетельства о рождении пропустили букву «Й» в фамилии, таким образом она обрела свой вид, в котором существует до сих пор). Семья занималась сельским хозяйством.

Из рассказа моего отца: «Такая страшная история произошла в начале Великой Отечественной войны. Когда всех немцев стали депортировать, наших предков это, безусловно, коснулось. Прадедушка моей мамы (прим.: его прапрадед) должен был отправиться из Одесской области в Германию работать. Получилось так: для германских советские немцы были предателями, а для жителей союза немцы вообще любого происхождения в основном считались врагами. И вот было принято решение часть «обрусевших» немцев вернуть на этническую родину, восполнять ими рабочую силу. Транспортировать прапрадеда и других должны были по воде. Как только корабль с немцами стал отплывать, измученный переживаниями о разрыве с семьей прапрадед в сердцах принял решение сбежать: он прыгнул за борт и быстро поплыл к берегу. Он умер: его тут же расстреляли».

Другая моя прабабушка, Закиркина (в девичестве Детлинг) Елена Яковлевна, проживавшая на момент депортации в Одесской области, точно так же должна была ехать в Германию работать. Их перевозка должна была состояться поездом, прабабушка была в последнем вагоне. Во время отправления эшелона неподалеку началось сражение, и один солдат отцепил тот самый последний вагон. Он встал на путях, тогда как весь остальной поезд отправился к месту назначения. В этом рассказе неплохо было бы уточнить одну деталь: все документы перевозились в другом вагоне, следовательно, прабабушка осталась дома, а документы уехали в Германию. Через много лет её родная племянница нашла в архиве города Деггендорфа в Германии её свидетельство о рождении.

После того случая с вагоном не прошло много времени до приговора прабабушки к спецпоселению в казахстанском селе Ключевке. Уже там родилась моя бабушка Лидия Яковлевна, а затем они перебрались в с. Васильевку.

Васильевка для моего отца, Гембух Андрея Андреевича, — это отчий дом. Там родился он и двое его братьев: Виктор и Владимир Андреевичи. Жили впятером: Андрей Петрович с женой Лидией Яковлевной и трое сыновей, из которых мой папа самый младший. Затем дядя Вова (старший из трёх братьев) перебрался в город Павлодар республики Казахстан, его примеру последовал мой папа, а дядя Витя (средний брат) остался в Васильевке.

Из воспоминаний бабушки: «Про меня и твоего деда писали в местной газете. Представляешь, мы отмечались так много лет! И вот нас наконец реабилитировали». В 2012 году мой дедушка умер.

Когда мой папа переехал, он встретил мою маму, Прядченко Олесю Сергеевну. Она родилась и жила в Павлодаре. В 2004 году родилась я, Гембух Эрика Андреевна, и только в 2009 году мы всей семьей переехали в российский город Омск. Здесь появились на свет младшие члены нашей семьи: Валерия (2013) и Роберт (2015). Сейчас у нас большая семья, очень много двоюродных (и троюродных!) братьев и сестер, мы все общаемся, хоть и живём в разных странах: кто в России, кто в Казахстане, кто в Германии, а кто вообще в Узбекистане. Родственников у нас действительно очень много.

Мы помним наших прародителей, навещаем родственников и любим слушать рассказы о былых временах.

Эрика Гембух

Фото из открытого источника.