История моей семьи в архивных документах
У каждого человека есть своя родина. Для меня моя родина – это та земля, где родились и выросли мои родители, где на свет появился я. Наша родина – это город Октябрьский, который отмечает в этом году свой 75-летний юбилей. Не так давно я узнал, что и для нашей большой семьи это тоже своеобразный юбилей – ведь именно 75 лет назад наша семья, волею судьбы, начала свою новую жизнь в этом городе. Как же это произошло? Откуда пришли мои родственники? Где они раньше жили?
В царствование Екатерины II встает проблема колонизации обширных завоёванных земель в бассейне реки Оки, верхней и средней Волги. Эти земли нужно было осваивать. Сложность была в том, что на них постоянно совершались набеги киргиз-кайсацких племён. Нужно было освоиться на этих землях, укрепиться и служить заслоном от кочевников. 22 июля 1763 года Екатерина издаёт Манифест, приглашавший граждан европейских стран пожаловать в степные владения Российской империи, в котором перечислялись привилегии и льготы: свободный выбор места поселения, свобода вероисповедания, самоуправление, освобождение от податей, налогов и всякого рода повинностей.
В 1764-1770 гг. создаётся 117 немецких колоний, из них в Саратовской губернии 46. Мой предок Клеттер Кондрат был в числе первых немцев-колонистов Поволжья. Его имя значится в документах первого собрания для основания села Антон (ныне с.Садовое) Бальцеровский кантон (ныне Красноармейский район). Это село было основано 7 сентября 1764 года в основном выходцами из Пфальца. Первоначально сюда приехали 63 семьи. Население составляло 229 человек. Старостой избрали Антона Пауля, учителя по профессии, и поэтому село названо его именем. Известно, что Кондрат приехал из маленькой деревушки Германии, находившейся между Франкфуртом-на-Майне и как раз землёй Рейнланд-Пфальц. На момент переезда ему было 45 лет, несмотря на это, на новой родине он создал семью и сумел начать род Клеттер в России благодаря появившемуся сыну Иоану Клеттеру. К сожалению, на текущий момент нам не известно, сколько детей было у Иоана, но нам известно об одном его сыне Августе, именно он в дальнейшем и стал отцом моим прадедушки Августа Августовича.
Мой прадед Август Августович Клеттер родился в селе Антон Бальцерского района Саратовской губернии, был достаточно образованным, по меркам села человеком, потому что окончил 4 класса и имел аттестат об образовании. Здесь, в селе Антон, Август Августович работал учетчиком и считал количество урожая, сдаваемого в колхоз. Моя прабабушка, в девичестве Штромбергер Елизавета Филипповна родилась в неподалёку, в селе Денгов (ныне Гололобовка) Бальцеровского кантона и так же, как и мой прадед была лютеранкой. Не известно при каких обстоятельствах они познакомились, но после свадьбы они жили в Антоне. У них было трое детей – Ирика, Роберт и Владимир (мой дедушка).
На долю Августа и Елизаветы Клеттер выпало много испытаний – это и революция, и гражданская война, и послевоенный голод. Но было и радостное для всех российских немцев событие – 19 октября 1918 года Председатель Совнаркома РСФСР В.И.Ленин подписал «Декрет о создании области немцев Поволжья». 20 февраля 1924 года ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление: преобразовать Автономную область немцев Поволжья в Автономную Социалистическую Советскую Республику немцев Поволжья (АССР НП).
Август и Елизавета при поддержке родственников сумели пережить все трудные годы и сохранить свою семью. Жизнь в селе налаживалась, по многим показателям село находилось в передовиках, население росло. До голода было 3500, а после голода осталось 1650 человек. К 1941 году там насчитывалось 1800 человек.
Всё изменилось в одночасье. Жизнь перевернулась. Это произошло так стремительно, что люди через многие годы даже не могли вспомнить свои ощущения в тот период. Их просто не было.
22 июня 1941 года началась война. 28 августа 1941 года Президиум Верховного Совета СССР принимает Указ «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья», а 7 сентября того же года «Об административном устройстве территории бывшей Республики немцев Поволжья». Республика была ликвидирована, а её территория расчленена на две части, перешедшие в состав Саратовской и Сталинградской областей. Российских немцев обвинили в диверсионной деятельности.
16 сентября 1941 года всех жителей села Антон погрузили с Ахматской пристани на баржу, а 18 сентября из Увека, товарным эшелоном № 817 отправили в Красноярский край. На этот момент моему дедушке Клеттер Владимиру Августовичу было 6 лет, и потом он рассказывал своим внукам детские воспоминания о депортации, как он впервые видел верблюдов через щель в вагоне, как на долгих остановках к ним иногда приходили местные жители и давали детям еду, и самое яркое, как дедушка впервые попробовал арбуз, его принёс рискуя жизнью его отец (Август Августович), когда на очередной долгой остановке смог незаметно пролезть в ту самую щель, чтобы найти хоть какую-то еду.
Всю семью Клеттер, как и сотни других, обвинили в соответствии с Указом ПВС СССР – по национальному признаку. Были репрессированы все – мужчины, женщины, дети.
Вот как об этом вспоминает моя троюродная тётя Вера Анатольевна Королева: «Во время политических репрессий семью Клеттер с двумя сыновьями отправили в Красноярский край, Козульский район, где высадили в поле рядом с деревней. Правительство решило запугать местных жителей, предупредив их о том, что к ним привезут врагов народа, чтобы не было связей между немцами и русскими. Пустили даже слух, что приедут люди со звериными рогами и похожие на чертей. Поэтому первоначально все боялись даже подходить к переселенцам, не то, чтобы общаться и помогать. Но всё же дети между собой нашли общий язык, а потом стали общаться и взрослые».
Эшелон 817… Куда он вёз всех этих людей? В какие неизведанные края?..
18 дней без объяснений, без еды, без медицинской помощи. Оставили их в чистом поле на станции Козулька. Затем определили в село Балахтон и другие соседние села. Они прибыли в Сибирь 4 октября. Это уже время, когда поля убраны. Переселенцы кормились, как могли, собирали в поле мерзлую картошку, колоски. Елизавета Филипповна и другие женщины вязали, шили и обменивали изготовленное на продукты. Не сразу, но помогали и местные жители.
В 1942 году вышло новое постановление о трудовой мобилизации немцев. Все немцы мужского пола мобилизовывались для строительства и заготовки леса. Они были обязаны явиться на призывные пункты с документами, набором зимней одежды, бельем и продуктами на 10 дней. Был призван и Август Августович. Все хотели помогать фронту. Но действительность оказалась другой: колючая проволока, бараки, охрана, нары без матрацев… По воспоминаниям родственников, когда Август Клеттер прибыл из трудового лагеря к семье в Октябрьский, он был почти полностью ослепшим и в очень плохом состоянии. Но его смогла выходить и вернуть к жизни любимая жена Елизавета Филипповна.
После окончания войны, в 1946 году, семья Клеттер была переселена из Красноярского края на поселение в строящийся город Октябрьский. Это спасение пришло неожиданно. На тот момент в окрестностях нашего города была найдена нефть и требовалось много рабочих рук для освоения нефтяного месторождения и строительства города. Двоюродная сестра Августа Августовича Клеттер – Берта Августовна, удачно вышла замуж, её супруг занимал руководящую должность в местном партсобрании, через него они отправили апелляцию и вызов на спецпоселение в г.Октябрьский Башкирской АССР тех членов семьи, кого удалось найти. После выздоравления, Август Августович стал работать плотником на строительстве города. Ирика Августовна работала до конца жизни в школе города Октябрьский учителем немецкого языка. Младший сын, мой дедушка Владимир Августович окончил нефтяной техникум и был начальником по строительной части в «ОЦБПО». Средний сын Роберт Августович работал в «Горгазе».
Будучи на поселении, они ходили отмечаться в органы НКВД. Освобождены они были только в 1956 году – сняты с учёта. Но без права возвращения на свои родные места. Окончательно реабилитированы лишь в 1995 году на основании ст.3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий». Об этом написано в архивной справке, хранящейся в нашей семье.
Мой дедушка Клеттер Владимир Августович в 1995 году переехал в Германию, но каждое лето он приезжал в Башкирию навестить нас. В 2014 году его не стало. Даже в самые тяжелые времена дедушка гордился, что он немец, рад, что он успел поделиться своими знаниями, воспоминаниями и частичкой культуры с нами своими внуками.
О движении российский немцев я узнал не так давно, от моей двоюродной сестры. Клеттер Екатерины Юрьевны, для меня это огромная честь, что я смог участвовать в данной акции, рассказать про свою семью.
Анатолий Клеттер,
студент I курса ГБПОУ ОНК
ГО г.Октябрьский
Республики Башкортостан
*** Если вы хотите принять участие в акции, присылайте свою работу по адресу infojugendring@gmail.com. Все подробности — по ССЫЛКЕ.
По всем вопросам об акции обращайтесь к сотруднику Бюро НМО Марии Куликовой.