Эмилия Шваб: «Не представляю жизнь без музыки»

Роскошное кружево рыжих волос, волшебное владение смычком, который, словно продолжение её руки, объединяется со скрипкой, приводит в трепет струны, и инструмент поёт. И вместе с ним поёт душа рыжеволосой девушки. Знакомьтесь: Эмилия Шваб – скрипачка знаменитого петербургского первого в мире танцующего симфонического оркестра Concord Orchestra.

– Мне было, наверное, четыре с половиной года, когда родители привели меня в музыкальную школу в Нижнем Тагиле. С тех пор не расстаюсь со скрипкой, – и Эмилия улыбается, – чаще добровольно, иногда принудительно. Хотя в школе были и параллельные увлечения, почему-то бухгалтером стать хотела, хотя вряд ли понимала, чем бухгалтеры занимаются. Наверное, из-за своей тяги к математике, мне нравилось вычислять, решать задачи, нравилась этакая математическая аналитика. И химией я увлеклась в восьмом классе, в нашей гимназии естественнонаучные дисциплины хорошо преподавали. Но девятый класс я оканчивала в лицее при нижнетагильском колледже искусств, потом из-за сомнений был переломный момент перед поступлением в этот колледж. Родители тогда сказали свое жесткое авторитетное слово. Мол, ты сама скрипку выбрала и столько лет училась, так далеко продвинулась. В общем, я им очень благодарна за это. Потому что тех эмоций, которые я испытываю сейчас в своей профессии, думаю, я бы нигде не бы больше не получила.

Учиться, учиться и учиться. Этого известного лозунга должны придерживаться не только ученые, музыканты тоже. Но уметь учиться – этот навык Эмилия осваивала и в колледже, и потом – в Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова, где окончила и бакалавриат, и магистратуру. «Научилась выдержке, для человека творческой профессии это важное качество, рассуждает Эмилия. – Чтобы виртуозно владеть инструментом, нужно много времени работать, каждый день оттачивать мастерство, далеко не все получается быстро».  

Еще обучаясь в магистратуре, Эмилия начала работать в государственной филармонии Петрозаводска: «Это было как очередная ступенька для профессионального становления. А потом мне снова повезло: я прошла по конкурсу и попала в петербургский симфонический оркестр, сначала на небольшие программы, а потом и в основной состав. Можно сказать, осуществилась моя детская мечта. Как-то давным-давно я смотрела эстрадный концерт, и мне так понравилось, что я тогда подумала – вот бы мне так выступать. А с Concord Orchestra это получилось еще круче, здесь мы исполняем классическую и рок-музыку, можно сказать, лучшую в мире музыку, но не в классическом варианте, а с танцами, костюмами и импровизацией». 

Скажете, что между эстрадой и симфоническим оркестром – почти что пропасть? Ну, на то и на дворе XXI век, чтобы волшебство случалось как можно чаще. Первый в мире танцующий симфонический оркестр Concord Orchestra был создан в 2015 году, в его составе –  профессиональные музыканты, воспитанники известных консерваторий, знаменитых музыкальных академий России и Европы. Оркестр сотрудничает с известными дирижерами: Роман Леонтьев, Fabio Pirola, Michel Legrand, совместно с ним выступали «звезды» рок-музыки, знаменитые шансонье, известные оперные певцы. А исключительной особенностью этого коллектива является объединение музыки и танца в единое пространство. Музыканты играют и одновременно танцуют, импровизируют, звуки музыки превращаются в пластический рисунок, и симфонические концерты становятся яркими оригинальными шоу. Виртуозное исполнение придает новое звучание шедеврам классической музыки, рок-хитам, танго, музыке из популярных кинофильмов. Мощное звучание инструментов в руках профессиональных музыкантов, богатство скрипок, жесткие звуки альтов, шарм виолончелей и рок-н-ролльный драйв барабанов делают классику необычной, а рок-музыку просто взрывной!

– Географически оркестр «живёт» в Санкт-Петербурге, но фактически мы много гастролируем. Правда, пандемия внесла в наш график кочевников существенные коррективы, 2020 год был трудным. А вот с октября по декабрь 2018 года, например, у нас был большой тур по 54 городам России. В 2019 году уже по 117 городам России, Германии, Латвии. В нашем репертуаре три авторские программы – «Симфонические рок-хиты», «Белоснежный бал Иоганна Штрауса», «Танго страсти Астора Пьяццоллы». Очень люблю свою работу, это для меня новый, ни с чем не сравнимый опыт. В детстве я никогда не занималась танцами, а тут за несколько лет (я окончила магистратуру три года назад), получается, освоила новые навыки, даже на сцене выступать, играя на скрипке и танцуя – это же надо массу нюансов учесть плюс побороть свое смущение.

Те, кто знает Эмилию близко, говорят, что в жизни и на концертах она – словно два разных человека. Сцена открывает в ней другие качества, провоцирует быть более яркой, раскрепощенной:

– Не в последнюю очередь преображаться помогает зрительный зал. Очень люблю эти живые эмоции, когда мы и музыка зажигаем зрителей, а они в ответ заряжают нас, артистов и музыкантов. Даже если ты устал, нет сил на еще один концерт, но открывается занавес, и – начинается магия.

Как признается Эмилия, пока она не решается попробовать себя в роли педагога, но это тоже в планах: «Образование позволяет мне окунуться и в эту деятельность, вот будет более-менее оседлая жизнь, тогда и эту ступень для профессионального развития освою». 

Э-ми-ли-я – даже имя девушки звучит как музыкальная гамма. Эмилия – это в честь бабушки по папиной линии. Но не только имя-фамилия достались ей от исторического этноса: 

– Думаю, у немцев в крови – усидчивость, целеустремленность, упорство. Говорят, все эти черты есть в моем характере. Мне это очень по жизни помогает, поставить цель и достигать ее последовательно. 

Родители у Эмилии оба – потомки переселенцев из немецких земель во времена екатерининского манифеста: «Вот так вот судьбы складываются, прадеды покинули Родину в поисках счастливой, не голодной жизни, а встретились папа и мама в Нижнем Тагиле. Там вообще по истории у родни масса перемещений получилась. Дедушка по линии мамы – грузинский немец, родился в деревне Александрсдорф (рядом с Тифлисом), она была основана в 1857 году под названием Александерсгильф, в 1942 году его семья была сослана в Нижний Тагил. Одна из жительниц этой деревни собирала исторические факты про это поселение на несколько веков вглубь. У папы по обеим линиям – немцы, бабушка из Энгельса, с Поволжья, а дедушка из Украины». 

– И некоторые традиции в семьях папы и мамы передавались из поколения в поколение, — вспоминает Эмилия. — У обоих в роду большие семьи, по несколько детей, мы поддерживаем связь с роднёй, в том числе с теми, кто уже в Германии живет. Туда переехал и родной брат дедушки (отметивший в этом году 95-тилетие!), который из Грузии родом. В прошлом году на 97-м году жизни не стало моего дедушки, но раньше мы всегда собирались на его день рождения большим кругом родственников, человек по тридцать. И блюда немецкой кухни родители готовили, но не постоянно, как-то не прижилось это, так как постряпушки мучные мы старались много не есть. Единственное, что хочу, так это вспомнить рецепт приготовления плавленого сыра, мама его готовила, очень вкусный. Из прижившихся традиций – то, что мы с сестрой и братом к родителям на «вы» обращаемся, и празднование католических Пасхи и Нового года. Обязательно созваниваемся со своими в Германии, поздравляем друг друга.

Довелось Эмилии и побывать в родных для ее предков местах:

– В Энгельс меня пригласили на проект национальной немецкой деревни, в этом городе я с оркестром гастролировала. И в Германии у родственников побывала, а потом и с концертами приехали, им очень понравилось наше выступление, один из родственников стал нашим фанатом, следит за нашим творчеством, иногда лучше меня знает, что у нас в коллективе происходит. Просто он сам музыкант по роду деятельности. Грузия и Украина пока только в планах. 

Сестра Эмилии сотрудничала с молодёжным клубом российских немцев в Нижнем Тагиле, ездила на Алтай в рамках проекта НМО – международный молодёжный этнокультурный кемпинг и несколько раз в Ижевск на учебу. Эмилия тоже бы хотела сотрудничать с движением, но плотный график работы и гастролей не дает заниматься чем-то еще всерьез:

– В Москве только познакомилась с активистами этого объединения через контакты сестры, просто зашла к ним в офис во время гастролей и пригласила на концерт. Там времени было побольше на знакомство.

Но не только массу незабываемых эмоций от общения со зрителями и от погружения в море музыки дарит Эмилии ее работа. Возможность путешествовать, посещать на гастролях разные города и страны:

– Конечно, часто мы не успеваем много чего посмотреть из-за нехватки времени. Но иногда достаточно пройтись пешком от гостиницы до филармонии, чтобы ощутить атмосферу города. Как это было в Томске, мне понравилась там историческая центральная часть со старинными домами, с интересными деталями на зданиях, чувствуется самобытность. Заряжает меня энергией и природа. В 2020 году я увлеклась туризмом, ездила на Алтай, на Урал. Ходили там по лесу, карабкались на скалы, любовались просторами.

Как нередко пишут поклонники творчества коллектива Concord Orchestra – «оркестр меняет мир к лучшему». А одна из зрительниц после концерта в Петрозаводске даже сказала, что у нее словно вся жизнь пролетела перед глазами, настолько проникновенным было выступление артистов: «Я вспомнила и первую любовь, и первый поцелуй, словно гениальные произведения композиторов предстали передо мной событиями из моего прошлого и настоящего». Такое вот волшебное свойство музыки в исполнении талантливых музыкантов. Круто же? И Эмилия Шваб одна из таких волшебниц. 

Обращаем ваше внимание, что вы или ваши знакомые — молодые профи из числа РН — можете стать героем данной рубрики, а может и участником Академии #МолодыеПрофессионалыРН, которая состоится этой осенью! Чтобы оставить заявку, заполните google-форму: https://forms.gle/76vQy7X7yYrN13AR6