Ольга Бондаренко: «Меня не пугают скелеты в шкафу».
Что может быть увлекательнее, чем поиски самого себя, своего места в жизни? И что может быть утомительнее и сложнее этого вечного во времени и пространстве процесса? Ольга Бондаренко, прежде чем найти любимое дело, сменила немало профессий. Именно в поисках своего любимого дела.
– В 26 лет у меня уже было две трудовые книжки, в первой страницы закончились. Мне всегда хотелось заниматься тем, что будет приносить драйв, удовлетворение и удовольствие. В старших классах школы нравилось постигать историю, особенно российскую. Покупала исторические книги, постоянно отвечала на уроках не только по учебникам. Мне казалось, что именно в истории есть ответы на все вопросы. А еще мечтала в детстве стать археологом.
Бороться и искать, найти и не сдаваться. Этот девиз из книги Каверина «Два капитана» вполне подходит и для Ольги, для ее разведок различных жизненных пространств. Разве что только в слегка измененном виде, например, так – чувствовать и искать, найти и понять. Из родной деревни Ургун под городом Искитимом Новосибирской области она уехала в Новосибирск для поступления филиал Санкт-Петербургского института управления и экономики, где отучилась по специальности «Социокультурный сервис и туризм». Потом работала и продавцом в женском бутике, и в сервисе по ремонту телефонов, и управляющей студии дизайна интерьеров, и в сфере текстильного дизайна. Все это, конечно, приближало Ольгу к искомой цели – найти своё любимое дело. Но самым существенным шагом на этом пути стали … экскурсии по Новосибирску, которые Ольга в один прекрасный день решила организовывать для всех желающих. В этом наполовину хобби-наполовину работе сошлись все черты ее внутреннего «я» – и любовь к истории, и азартность исследователя, и дотошность, усидчивость, организованность, педантичность, стремление к достоверности.
– Наш город не самый подходящий для глубоких исторических изысканий со своей всего лишь почти 130-летней биографией, но я решила откапывать такие факты, которые будут цеплять экскурсантов, и подавать их интересно.
Установка сработала, экскурсии Ольги все больше пользовались спросом. Она даже запланировала пройти курсы повышения квалификации, чтобы погрузиться в эту специальность: «Правда, решила, что сделаю это, если одержу победу в конкурсе «Лучший гид России», который в это время объявило «Русское географическое общество».
Подготовила видеоролик, он попал в топ-лист номинантов на победу, жительница Новосибирска даже стала героиней новостного эфира программы «Доброе утро, Россия» и минутного эфира на радиостанции «Маяк». Но – не победила. Очень расстроилась и… снова погрузилась в поиски себя. Причем с этакой нотой мистики.
– Мне давно снились мои предки, и наконец, я подумала, что, может, все это неспроста, что надо заняться составлением генеалогического древа, может, тогда я найду ответ, почему эти сны так навязчивы и не прекращаются. Я с детства любила рассматривать семейные фотоальбомы, знала всех родственников, дальних и близких, кто кому кем приходится.
Интерес к истории и исследованиям стал решающим в том, что Ольга занялась генеалогией профессионально. Но сначала в качестве личного расследования начала изучение своей родословной с немецкой ветви. «Это было интереснее всего, я знала, что моя бабушка по маминой линии – немка, помню прадеда её отца, он был часовым мастером. Их фамилия Цитцер, знала и девичью фамилию прабабушки и прапрабабушки – Гаер и Шумахер, но мне хотелось заполнить все «белые пятна» в нашей семейной истории. Два месяца практически с утра до вечера я «рыскала» по историко-архивному сайту Wolgadeutsche, где размещены статьи, фотоматериалы, видеохроника, базы данных по немцам Поволжья. Оттуда узнала, что мои предки приехали в Поволжье из немецкой земли Гессен в 1766 году по манифесту Екатерины II, обосновались в городе Марксе, тогда Екатериненштадте. Там они прожили до 1941 года, и были депортированы в Новосибирскую область – прапрабабушка, прадедушка с прабабушкой, и двое их дочерей, 4 и 5 лет. Потом прадеда забрали в трудармию, а по его возвращении оттуда семью переселили в Искитим, где и родилась моя бабушка. Все эти подробности я от бабушки и мамы узнала, а еще от родственников, которых нашла через сайт Wolgadeutsche, они сообщили много информации о нашей семье, отправили интересные и полезные документы на электронную почту. Таким образом, мне удалось восстановить генеалогию этой ветви до 9-го колена. Потом я взялась за другие ветви».
О своих поисках Ольга рассказала в личном инстаграм-аккаунте. И неожиданно для себя получила живой отклик. Незнакомая женщина попросила провести подобный поиск для нее. Ольга не чувствовала себя готовой к этому, но женщина оказалась настойчивой (очень настаивала).
– Она и стала моим первым клиентом, мы с ней не одну ветвь ее семейного древа восстановили. Меня это увлекло, захватило, с тех пор занимаюсь генеалогией уже профессионально.
За это время Ольга не раз удостоверялась, как важно это направление не только для специалистов и желающих составить свое генеалогическое древо: «Из поездок по городам вместо сувениров я часто привожу старинные фотографии, купленные в антикварных магазинах. Этим летом мы с мужем были в Самаре. И там в одном из магазинов муж указал мне на метрическую книгу 1900 года прихода с.Неклюдово Самарской губернии. Но из трех частей – о родившихся, о зарегистрировавших брак и об умерших там была только первая. Стоимость немалая – 14300 рублей. При виде метрических книг на аукционах и в магазинах у меня всегда возникает неприятное ощущение: такие вещи должны храниться в архивах и быть доступны исследователям, иначе люди не получат нужную информацию, поиски зайдут в тупик. В общем, я очень расстроилась, к тому же продавец в магазине сказала, что у этого «дилера» есть ещё метрические книги и, если нужно, мы можем их выкупить. В голове возникла шальная мысль, что можно организовать сбор средств на выкуп книги и передачу ее в архив, но как-то смутно верилось в положительный исход. Однако, сторис в Инстаграм я записала и тут началось! От подписчиков пошли предложения организовать сбор. Я подумала, что надо переспать с этой мыслью и утром принять решение. Проснувшись, поняла, что мне не отвертеться: за ночь на моей карте уже появилось 10% от необходимой суммы, а ведь я даже не объявляла сбор и тем более не давала реквизитов. Люди вычисляли мой телефон через таплинк и сбрасывали деньги по номеру. Ну что ж, я объявила сбор и буквально за 3 часа нужная сумма была собрана. Когда на карте было 12100, моё такси уже устремилось в антикварный. Буквально на пороге магазина пришло оповещение о платеже, который и закрыл сбор. Спасибо каждому за вклад! Горжусь тем, что в моем аккаунте такие замечательные люди! Кто-то делал переводы, кто-то репосты – благодаря каждому мы вызволили историческую реликвию из рук антикваров, чтобы передать ее туда, где ей место. Но это тоже оказалось непростым делом. Когда я связалась с архивом и сообщила, что хочу безвозмездно передать на хранение метрическую книгу, мне ответили, мол, дело это не быстрое. Они, конечно, примут книгу, но не факт, что оставят у себя. Как мы знаем, в природе метрические книги существуют в 2-х экземплярах. Если в архиве уже есть такой экземпляр, то наш выкупленный им не нужен. Здесь я испытала шок! Как не нужен? Это ведь историческая реликвия, в ней указано рождение чьих-то предков. А что, если ваш экземпляр когда-нибудь съест грибок? Или она потеряется? Увы, известны случаи, когда дела в архивах исчезают в небытие. А тут есть 2-ой экземпляр. В итоге я оставила книгу надежному человеку, так как сама уезжала из Самары в этот день. Он передал ее в архив. Плюс я успела ее оцифровать, чтобы выложить в сеть, и чтобы она была в свободном бесплатном доступе для всех. Как бы ни сложилась ее дальнейшая судьба, мы сделали хорошее дело!»
Когда слушаешь такие истории, то восхищаешься фанатами своего дела. А Ольга, наверное, действительно фанат. Вот как поэтически Ольга Бондаренко, генеалог, член Новосибирского историко-родословного общества, краевед, автор и организатор образовательных исторических квестов, семинаров для взрослых и детей (да-да, как говорит сама Ольга, генеалогия захватила ее всю целиком, подвинула все другие хобби и занятия) описывает в инстаграме свою нынешнюю деятельность: «Единственное, что у меня получается делать виртуозно в свои «бальзаковские» годы – раскрывать человеческие тайны. Меня не пугают скелеты в шкафу, бряцание костей только разжигает любопытство. Страху я предпочитаю дружбу, поверьте, интереснее скелета собеседника не найти, особенно, если он житель собственного шкафа. За сравнительно недолгую карьеру генеалога я познакомилась с сотней скелетов, разгадала немало семейных тайн и помогла воссоединиться нескольким потерянным родственникам. Но ничто не увлекает меня так, как старинные фотокарточки. Если бы вы только знали, о чём они говорят! Какие болтуны среди них встречаются! Это непрекращающийся шёпот: первые передают поздравления с окончанием гимназии, вторые сетуют на повышение цен, третьи вздыхают по неразделенной любви, а другие и вовсе призывают к революции. Но, случается, попадётся крепкий орешек, загадает ребус и ни слова больше не скажет».
В настоящее время генеалогией Ольга занимается и на коммерческой основе – разгадывает ребусы семейных биографий по заказам, проводит лекции, семинары для разных сообществ, консультации для желающих составить генеалогическое древо самостоятельно. И просветительской работой занимается, считает одним из главных достижений приобщение к генеалогии детей: проводит специальные занятия-квесты, даже написала в соавторстве с Екатериной Дальчаниной книгу-квест по семейной истории «Предки и детки».
«Это действительно моё, это приносит мне удовольствие и удовлетворение, если бы был шанс что-то изменить в жизни, я бы начала пораньше генеалогией заниматься», – говорит Ольга. Все этапы исследовательского процесса приносят ей истинное наслаждение от работы – изучение фотографий, работа с архивными документами, поиск тонких временных нитей, соединяющих несколько поколений: «Это как адреналин от спорта, – сравнивает Ольга, – я люблю сноуборд, кататься по пухляку, когда снег разлетается в разные стороны, а ты мчишься, такой свободный и в то же время руководишь своим телом в этом полете. Почти такой же адреналин испытываю, когда сижу в читальном зале или в архиве в ожидании, когда мне вынесут дело. А когда нахожу в нем нужную информацию, хочется кричать от радости: «Вау! Круто!»».
Тяга к генеалогии помогла Ольге восстановить часть семейной истории. Ещё сработало и сотрудничество с Немецким молодежным обществом, участие в его проектах: «Если исторические факты я и сама могла находить, выстраивать их в систему, то погружения в атмосферу, национальную культуру, общения с такими же потомками российских немцев мне очень не хватало. В нашей семье не уделялось внимание к традициям предков. Наверное, потому что для бабушки и прабабушки сильной травмой стала депортация из Поволжья, и страх был, под неким немым запретом было использование немецкого языка и социокультурных традиций. Правда, я все детство ела булочки, испечённые по национальным рецептам, просто я не знала, что они – немецкие. И пирог дрожжевой – «кухен» мама пекла. Это единственное, что я теперь тоже готовлю на католическое Рождество, как дань памяти предков».
Приблизиться атмосферно к этническим корням Ольге помогла и пройденная «Школа идентичности», организованная Немецким молодежным объединением.
– У меня была давняя мечта побывать в Поволжье, но я и не думала, что она так скоро сбудется. В августе этого года я участвовала в проекте НМО, побывала в местах, где жили мои предки – немцы на протяжении 180 лет. Я много читала о немцах Поволжья, но только увидев все это, поняла, каким был их мир. Стоя на широком берегу Волги, я вдыхала ее запах и запах бескрайней степи, она терпко пахнет полынью, пахнет домом. Я видела разрушенные кирхи и костелы, заброшенные немецкие кладбища, от которых остались только холмы и редкие, упавшие кресты. Я слушала орган в восстановленном храме, была на службе в лютеранской кирхе, слушала немецкую речь и мысленно переносилась на десятилетия назад во времени. Я нашла дом, где родился мой прадед. Он стоит совсем рядом с храмом, где крестились и женились пять поколений моих предков. Это была потрясающая поездка. Мне теперь снится Поволжье – Волга, кирхи, костелы, степь, люди… Я обязательно вернусь туда. И обязательно совершу другую поездку, в Германию, по местам, откуда приехали мои предки.
Обращаем ваше внимание, что вы или ваши знакомые — молодые профи из числа РН — можете стать героем данной рубрики, а может и участником Академии #МолодыеПрофессионалыРН, которая состоится этой осенью! Чтобы оставить заявку, заполните google-форму: https://forms.gle/76vQy7X7yYrN13AR6