Ольга Штрассер: «Счастье – это особый угол зрения».

Угадайте, где работает человек, мечтавший в детстве стать нотариусом, поступивший на исторический факультет Томского госуниверситета, но ни дня не проработавший по специальности диплома? Человек, много лет боявшийся после падения в юные годы сесть на велосипед, но сейчас обожающий нелёгкие походы, экстремальные путешествия, трудные задачи, и катание на велосипеде, кстати, тоже. Человек, в натальной карте которого астролог увидел признаки нестандартного ума. Угадаете?

– Когда я отвечаю на вопрос о своей работе, часто вижу непонимание в глазах собеседника, – смеется специалист по ВЭД, внешнеэкономической деятельности, руководитель отдела экспорта Эко-фабрики «Сибирский кедр» Ольга Штрассер. – Я б тоже не понимала, если бы жизнь каким-то полуслучайным образом не связала меня с этой сферой. Хотя на самом деле, все мы, обыватели, каждый день сталкиваемся с результатами ВЭД – в супермаркетах, где покупаем импортные продукты, в больницах, где пользуемся оборудованием из разных стран, да много где еще. Потому что международная торговля, импорт, экспорт — это то, что нас всех окружает. Шесть лет я занималась импортом в томской компании, а последние пять лет работаю в «Сибирском кедре», и моя область ответственности – экспорт. 

По ходу разговора с Ольгой не раз казалось, что она и сама не устает удивляться, какие повороты в судьбе подбрасывает ей неутомимая на всякие уловки жизнь. Родное село Первомайское Томской области серебряная медалистка покинула, чтобы поступить в ТГУ. Исторический факультет при этом выбрала, говорит, по принципу «меньшее из зол», потому что конкретной тяги к какой-либо профессии не было, а история со школьной скамьи нравилась.

– Но, проучившись пять лет, поняла, что недолюбливаю я эту историю, — снова смеется Ольга. – И даты исторические уже почти не помню, для ума, этого моего внутреннего «программного процессора» это сейчас лишняя информация. 

Зато Ольга может с удовольствием до ночи корпеть над бухгалтерско-таможенно-экономико-маркетинговой схемой, как продать ту или иную продукцию своего предприятия в Азию или Европу. Но прежде, чем попасть на то самое, свое «место под солнцем», Ольга прошла мудреный путь в поисках себя. После окончания университета устроилась делопроизводителем в одну из томских компаний, потом в другую  секретарем-референтом. В процессе работы ей приходилось выполнять поручения, связанные со взаимоотношениями с зарубежными партнерами: 

– И это стало меня увлекать: общение с иностранцами, погружение, пусть и минимальное, в иную культуру. Даже пошла второе высшее образование получать, в Томский политехнический университет, в Институт международного образования и языковой коммуникации, на специальность «Английский язык в сфере деловой коммуникации». Вечером училась, днями работала. И что странно, к тому времени уменя в голове засела мысль, что я буду руководителем отдела ВЭД. Я даже не понимала, что это и чем занимается отдел, имела лишь поверхностные представления. А дальше события так развивались: в 2009 году я попала в серьезное ДТП, перевернулся автобус, направляющийся из Томска в Яровое. Мы с друзьями остались в живых, правда, пришлось лечиться в больнице не одну неделю. И вот после возвращения на работу меня вызывает директор и говорит: «Мы решили создать отдел ВЭД и предлагаем тебе должность руководителя». Моей первой мыслью было – я же не умею ничего продавать. Хотя с продажами предложение руководства не было связано, о чем мне и сообщил директор. На что я говорю – хорошо, я согласна.

Несколько лет Ольга, что называется, вгрызалась в новое для нее дело, находила за рубежом партнёров с необходимой для томской фармкомпании «Наука. Техника. Медицина» продукцией и выстраивала цепочку поставок этой продукции в Томск.

– Закупали качественные зубные щетки разных форматов, зубные пасты, массажеры, составляющие для производства лекарственных препаратов и другие позиции. Задачей нашего отдела было осуществить полный комплекс по сделке: проверить производителя и всю документацию, получить образцы, съездить на фабрику, даже иногда участвовать в разработке продукта совместно с отделом маркетинга. Тогда начались мои зарубежные деловые поездки, я китайских городов посетила, наверное, больше, чем российских. Так, в импорте, проработала шесть лет. Потом работала в других местных компаниях в экспорте. И вот в «Сибирском кедре» тоже занимаюсь экспортом, и мне это очень нравится.

А нравится потому, что, как считает Ольга, в должности руководителя отдела экспорта ей приходится применять буквально все ее навыки, задействовать все сильные стороны характера и личности. В работе с клиентами, которым «Сибирский кедр» продает свою уникальную экологическую продукцию из сибирских дикоросов, много нюансов, все надо учитывать. Сертификация продукта, оформление других документов, взаимосвязь с таможней – во всем этом нередко случаются форс-мажоры, и надо с честью выходить из сложных ситуаций.

– Но мне это и нравится, преодоление преград. Зато мы поставляем свою продукцию уже в 15 стран, и в этом есть и моя немалая заслуга. Нравится решать сложные задачи, я даже поняла, что в этом моя эдакая уникальная фишка – получить высокий результат там, где до меня его никто не делал и вообще за это не брался. Быть первопроходцем, в общем. Так было, когда мы в фармкомпании заключали контракты с владельцами товарных знаков «Winx club» и «Angry birds», чтобы наносить картинки персонажей, любимых детьми, на те же зубные щетки. Тогда массу нюансов надо было учесть в 25-страничном контракте. А в «Сибирском кедре» у нас, я считаю, вообще особая высокая миссия – познакомить весь мир с классной отечественной продукцией и косвенно, с сибирской культурой. Благодаря отделу, которым я руковожу, наши кедровые орехи, кедровое масло, чаи с травами, конфеты с клюквой и другими натуральными добавками, варенье из шишек и другие продукты оказываются на зарубежных рынках, жители этих стран начинают знакомиться с ними. Повторюсь, мы уже в 15 странах присутствуем, и это не страны СНГ, а дальнее зарубежье, в основном Европа, с этого года добавилась Южная Корея. А начинали, считай, с нуля. И, поверьте, продать новую продукцию, мало кому понятную, на эти рынки не так просто, приходится все качества задействовать – психолога, социолога, экономиста. Ведь нас никто там не ждет с распростертыми объятиями, и наша продукция – не продукция массового спроса. 

Дело, которым занимается Ольга, неблагодарным в ответ на ее искренние усилия не остается. Благодаря своей деятельности она получает то, что ей по душе: решение производственных головоломок, общение с людьми из разных частей мира, командировки.

– Обожаю все, что связано с путешествиями, люблю узнавать новое, интересное, знакомиться с людьми. Иногда мне даже кажется, что именно в путешествиях я живу по-настоящему, что, чем чаще я совершаю поездки, тем насыщеннее моя жизнь. Для меня это расширение границ, я другой в поездках становлюсь, трансформируюсь. Это прям родная атмосфера для меня, ведь вся моя жизнь, как мне кажется, — это история про расширение границ. А еще очень люблю природу, вот и получается, что нынешнее место работы – это про меня, мы с природными продуктами имеем дело, производим натуральную продукцию и предлагаем ее всему миру.

Так что, если бы и был шанс что-то поменять в прошлом, то Ольга изменила бы лишь один момент – поступила бы не на исторический факультет, а на языковой. Говорит, это было бы хорошим подспорьем в нынешней внешнеэкономической деятельности, хотя английским Ольга владеет на хорошем уровне. А недавно появилось и желание освоить немецкий язык.

– После прохождения школы идентичности и других мероприятий нашего томского Российско-Немецкого дома – записалась на занятия, которые начнутся с октября этого года. Хочется найти больше информации о своих немецких корнях. Я всегда знала о своей этнической принадлежности, все-таки фамилия необычная, на всё наше село Первомайское и Томскую область одна такая была. Но историю семьи я плохо знаю, все документы на этот счет хранятся у старшей сестры. Дедушка Штрассер Эрих Оттович молодец, сделал родословную и генеалогическое древо, примерно с XVIII века, я всё планирую его оцифровать. Он всегда для меня был примером настоящего мужчины, трудоголика, многие его черты в себе обнаруживаю. Его уже нет в живых, к сожалению, умер 10 лет назад, уже после возвращения на историческую родину в Германию. Как и у многих российских немцев, жизненный путь дедушки и его родни был непрост. Они жили после переселения с немецких земель на Кавказе в поселке Георгсфельд (ныне – пос. Чемерли, республика Азербайджан), считались работящими, зажиточными, их уважали. А потом в одночасье жизнь рухнула, в начале Великой Отечественной войны их сослали в деревню Мариновка республики Казахстан. Дедушку распределили в трудовую армию в Мариновке, отца Штрассера Отто отправили на Урал. Работали на морозе, по воспоминаниям дедушки, в тонких одеждах, в чем забрали с Кавказа. Потом его с двоюродным братом отправили на шахты в г. Караганда. Уже после окончания войны в 1946 году дали талоны, которые можно было обменять на отпуск, и тогда они поехали навестить семью. После отпуска дедушка вернулся на шахту, работал под комендатурой. За отличную работу начальник ему выделил ветхое жилье в Караганде, которое требовало достройки (были только стены и крыша). В том же 1946 году он написал запрос в Москву на воссоединение семьи, который в результате одобрили. Жили все вместе в одной холодной комнатке. Через какое-то время по запросу в Москву разрешили воссоединиться и с отцом Отто, который вернулся к семье.

Уже в послевоенные годы дедушка поехал поступать учиться в Томск на экономиста-бухгалтера, тут познакомился с бабушкой. Сначала жили на Алтае, потом переехали город Павлодар, работали вместе на вредном производстве – алюминиевом заводе. Впоследствии бабушке из-за болезни рекомендовали сменить климат, и они переехали в Томскую область, в село Первомайское, где проживали её родственники. Дедушка с семьей дочери, моей тети, вернулся на историческую родину уже в 2001 году. Сейчас родственники по-прежнему проживают в Германии в городе Кайзерслаутерн.   

Одно из желаний Ольги – посетить родственников там, в Германии. Это, как она говорит, эдакий незакрытый гештальт, который она обязательно закроет. Так же, как осуществит и другие мечты. Например, посетить Австралию. Продолжить свой образовательный проект. Ольга уже написала один курс для студентов по экспортной деятельности, преподает его в ТГУ и на семинарах. Ну, вы же помните, что для Ольги жизнь – это история про саморазвитие, расширение границ. Именно поэтому во время отпуска и в свободные часы она едет в Красноярскую область покорять горные Столбы, садить с товарищами кедры, прокачивать мышцы с тренером во время фитнес-тура на Горном Алтае, а также расширять границы мышления на семинаре всемирно известного коуча Тони Роббинса в Сингапуре. А счастье для Ольги – это особый угол зрения, когда выбираешь тот самый оптимальный вариант отношения ко всему окружающему и происходящему, чтобы радоваться жизни, общению с друзьями и коллегами, а не критиковать осеннюю слякоть и проблемы. 

– После той аварии в 2009 году я стала по-другому смотреть на всё вокруг. Ведь кто-то погиб в тот день, а я вылечилась, руки, ноги при мне. Конечно, человек такое существо, что даже воспоминания о трагедии со временем притупляются, но я тогда хороший урок получила и предпочитаю позитивное мышление. С тех пор меня мало что может по-настоящему огорчить, ввести в настоящую депрессию. Мне многое хочется узнать, многого добиться, поэтому я просто кайфую от того, что у меня есть. Если жизнь дарит мне это здесь и сейчас, значит, именно это нужно мне больше всего.  

Обращаем ваше внимание, что вы или ваши знакомые — молодые профи из числа РН — можете стать героем данной рубрики, а может и участником Академии #МолодыеПрофессионалыРН, которая состоится этой осенью! Чтобы оставить заявку, заполните google-форму: https://forms.gle/76vQy7X7yYrN13AR6