Интересно, что и импульс для развития в профессии, и для понимания своей этнической идентичности Саша получила, взявшись за проект, посвященный биографии дедушки:
– Меня зовут так же, как и деда – Саша Бауэр. Несколько раз отец рассказывал его историю, но уложить ее в голове мне удалось не сразу. Только к тридцати годам я смогла осознать масштаб трагедии, случившейся с ним и другими поволжскими немцами.
Авторская книга, выпущенная самостоятельно ограниченным тиражом, и персональная выставка проекта, проведенная совместно с Энгельсским краеведческим музеем при поддержке Немецкого культурного центра им. Гёте (Москва) – в таком формате родился проект. Проект стал победителем престижного международного конкурса «Sony World Photography Awards 2021», организованного Всемирной организацией фотографии (WPO), занял третье место в номинации «Creative».
– Все родилось спонтанно, с одной стороны, и закономерно с другой. Умерла бабушка, я знала, что для деда она очень много значит, у меня с ним – особенная связь, меня назвали в его честь Александрой. Я приехала, чтобы его поддержать, и впервые из его уст услышала трагическую историю. Наверное, это был первый раз, когда я ее услышала не в пересказах от старшей сестры и отца, а именно от деда. Простой рассказ об ужасно трудной судьбе, трагических событиях, которые пережила его семья, мои предки. В 1941 году Сталин издал указ о том, что поволжские немцы признаны «опасными по национальному признаку» и подлежат депортации в Сибирь. Дед, его младшие брат и сестра оказались вместе с родителями в деревне Омской области.
Вскоре родителей выслали в трудовые лагеря, там они и погибли. Детей определили в детский дом, младшего Роберта – в дом малютки. Сестра деда Лида умерла в детском доме, так в 8 лет он оказался оторванным от семьи, от корней. За немецкую речь наказывали, у него не было иного выбора, кроме как выучить русский язык, а родной немецкий язык навсегда забыть. Но фамилию он не поменял, вопреки всем рекомендациям. Вот только отчество ему в документах все же заменили с Фридрихович на Федорович. Став взрослым, дед писал во все архивы в надежде восстановить хоть какие-то сведения о родителях, даже дату своего рождения он не знал. А еще он искал брата, и много лет спустя все-таки нашел. Роберта усыновила и воспитала русская семья, ничего не сказав о его происхождении, назвали Николаем. После армии дед поселился в деревне Омской области, где жили российские немцы, чтобы не чувствовать себя «белой вороной». Внучка Александра родилась в Сургуте, куда ее отец переехал с мамой, так как на тот момент город активно развивался.
На сегодняшний момент Саша – междисциплинарный художник. Путь в эту профессию начала больше 10 лет назад с фотографии, хотя по диплому Сургутского государственного университета, девушка – психолог.
– Сестра подарила мне на третьем курсе первый цифровой фотоаппарат, и кто бы мог знать, что это все изменит. Я сразу начала фотографировать все происходящее вокруг, друзей, предметы. И очень скоро даже не успела заметить, как стала посвящать фотографии почти все свое время. Вскоре друзья стали отмечать, что у меня неплохо получается, вырабатывается свой стиль. Я стала изучать ресурсы по теме фотодела самостоятельно, а по окончании университета уехала в нашу культурную столицу, в Санкт-Петербург, чтобы оказаться в среде единомышленников и учиться фотоискусству у хороших специалистов.
А несколько лет назад Саша поняла, что ей тесно в рамках только фотографии, несмотря на то что пробовала разные жанры и направления. И стала расширять свой интерес в сторону современного искусства, использующего в качестве выразительных средств не только фото, но и огромную палитру иных выразительных средств – рисунок, скульптура, инсталляция, моделирование объектов, видеоарт.
– В художественном поле великое множество разных средств, и мне интересно осваивать новое уже как междисциплинарному художнику. Так родился мой проект, посвященный дедушке и 80-летию депортации поволжских немцев, где я задействовала не только фотографию.
Для его воплощения Саша поехала в Поволжье, в деревню Щербатовка (в прошлом Мюльберг) – некогда бывшую замкнутую немецкую общину, ведущую свою историю с середины XVIII века до середины XX, где жили Сашины предки. Получилась такая «ритуальная» поездка, Саша сфотографировала все то немногое, что осталось с того времени. В Щербатовке она установила «памятник»: в развалинах одного из домов поставила таблички с именами членов семьи дедушки на немецком языке, сфотографировала и демонтировала. Таким образом символически собрала всю семью в доме, который у них когда-то отобрали. Своего рода создавала особое пространство, место памяти, перенеся потом его в объекты выставки.
– Это был сильный момент для меня, волнующий. Но интересно, что мои ощущения не были драматичными. Красивые ландшафт, природа, виды. Конечно, заметно, что деревня умирает, она сильно отрезана от крупных населенных пунктов, было непросто туда добраться. Но даже нелегкая дорога туда и обратно сыграла свою особую роль. Пребывание в деревне вызвало богатую палитру чувств. Мне было важно увидеть своими глазами места, где жили мои предки, совершить условный ритуал. Какие-то дома там совершенно заброшенные, какие-то добротные и отремонтированные. Не знаю почему, но меня не покидало там чувство радости от всего увиденного. Я разговаривала с людьми, встретившимися по дороге. Их было не много, и никто из встреченных не был в курсе, что раньше здесь жили немцы, и где находилась, например, лютеранская церковь, которая сгорела, в начале XX века. Указали что «вон там» в зарослях есть фундамент, может быть, это и была церковь.
Так по крупинкам, с помощью исторических документов, архивов Александра восстановила пусть и небольшой, но важный отрезок истории своей семьи. И она намерена продолжать расследование и дальше. В том числе и с помощью новых выразительных ресурсов. Удивлением для нее была дальнейшая жизнь проекта и то, какой глубокий общественный резонанс она вызвала у зрителей:
– Я провела небольшой опрос среди знакомых и поняла, что мало кто осведомлен об этом трагическом отрезке из жизни российских немцев. В начале работы над проектом я не была до конца уверена, что это может быть интересно большому кругу людей, но меня саму это по-настоящему волновало, поэтому я начала работу, не понимая до конца, что это будет в итоге. А в итоге получилась история из пяти частей, где я через биографию деда показываю, что произошло с депортированным народом и как это отразилось на их потомках. Эта тема затронула и тех, чьи семьи коснулись политические репрессии. Эта тема по-прежнему требует осмысления и глубокой проработки. Во время работы над проектом я сама восполнила многие пробелы в своей этнической и личностной идентичности.
Насчет идентичности Александра рассказывает, что с раннего детства знала о своих немецких корнях, отец часто достаточно живописно передавал подробности из жизни дедушки. Но тогда Саша не придавала своему происхождению особого значения. Приняла это как что-то естественное, думала, что почти у каждой семьи есть такие истории. Но позже выяснилось, что об этих репрессиях было известно немногим.
– Но в нашей семье не позиционировался статус российского немца, просто мы знали, что у деда такая национальность (бабушка была украинкой). Причем акцент был именно на непростой жизненной истории деда, а не на национальности. Так что фамилия Бауэр имеет в нашей семье особую ценность. Деда не раз уговаривали ее сменить, чтобы облегчить себе жизнь, но он этого не сделал, передал нам по наследству вместе с фамилией память обо всем, что пережили наши предки. За это мы ему очень признательны. Мы с сестрой в замужестве даже не поменяли фамилию, и хотели бы передать ее своим детям.
У деда Александры не было шансов сохранить какие-либо немецкие традиции, будь то национальная кухня или культура его народа: в детском доме он с 8 лет был как все остальные советские дети. Поэтому какие-либо этнические маркеры, как признается Александра, она стала узнавать, столкнувшись с деятельностью НМО, сообщества российских немцев:
– Я очень много нового для себя узнала. В том числе и когда работала над проектом, посвященном 80-летию депортации поволжских немцев. Взаимодействие с НМО у меня получилось случайно. Организаторы как-то нашли меня в соцсетях по фамилии, возможно, сыграли роль публикации о моем проекте «Sasha Bauer». Вот меня и пригласили принять участие в форуме «Молодые профессионалы». Я не сразу поняла, что это за мероприятие и что там будет происходить, но рискнула поехать. Это был 2021 год, Екатеринбург. Я не прогадала и не пожалела о том, что поехала. Было интересно и мероприятие, и само сообщество, у меня появилось ощущение, что я нахожусь внутри большой семьи. Испытала приятный шок, что такое может случиться с незнакомыми до этого людьми. Очень порадовало то, как много молодежи занимается восстановлением и сохранением своей этнической идентичности. Я тогда поняла, что готова и дальше сотрудничать с движением, если найдутся общие интересы, буду очень этому рада. Благодаря всем последним событиям в моей жизни я все больше чувствую свою силу в опоре на историю своей семьи, мои предки прошли через серьезные испытания, они не побоялись жить в полную силу, насколько это было тогда возможно, не сдались. И мы, их потомки, тоже должны жить в полную силу.
Кроме работы в «художественном поле» у Александры есть несколько любимых занятий-подработок, в которых она также реализует творческую часть себя. Одно из них – в интернет-магазине российского бренда детской одежды, Саша – администратор сайта. Вторая – реставрация архивных фотографий:
– Импонирует, что люди интересуются историей своей семьи, хотят восстановить повреждённые фото, я с удовольствием им в этом помогаю. Иногда бывают очень сложные случаи, но они меня не пугают и вызывают азарт.
И спустя десять лет Саша любит свою работу за то, что можно и нужно постоянно искать что-то новое, это здорово развивает мозг:
– Потому что, когда делаешь всё время одно и то же, нейронные связи закрепляются, становятся, жесткими, а мышление – линейным и схематичным. Но когда в твоей повестке дня исследования и эксперименты, это провоцирует рождение идей, мозг остаётся гибким. А это одна из моих больших мечт – сохранить как можно дольше подвижный ум и здоровое тело. В первую очередь в моей профессии нужно быть всегда открытым и готовым узнать и создать что-то новое. Ты словно ребёнок, готовый к новым открытиям.
Конечно, при слове «художник» многим сразу в голову приходит мысль, что это трудная сфера деятельности, постоянные творческие поиски и обогащают, но и выматывают. Где пополнять силы, где черпать идеи?
– Мой источник вдохновения постоянно меняется, – признается Александра. – Сейчас это, пожалуй, люди, а точнее – общественные настроения и коллективные мифы. Где они берут своё начало? Я думаю, что есть некое поле, в котором мы все связаны друг с другом, коллективное бессознательное, о котором много писал К.Г. Юнг. Из этого поля формируются определенные идеи, которые мы либо присваиваем себе, либо нет. Пожалуй, сейчас источник моего вдохновения находится в области соотнесения общественных процессов, коллективного бессознательного и мифов.
За спиной у Саши – долгий путь ее семьи, прадедов и собственный старт. Впереди еще много нового и интересного. Александра хочет освоить съемку c помощью медиа-дронов, совершенствовать английский и взяться за немецкий язык.
– Хочу проживать настоящие моменты полной грудью, делать с удовольствием то, что нравится и хочется. Для меня именно это истинное счастье – уметь быть здесь и сейчас.
Обращаем ваше внимание, что вы или ваши знакомые — молодые профи из числа РН — можете стать героем данной рубрики! Заполните заявку и мы свяжемся с вами: https://forms.gle/76vQy7X7yYrN13AR6