Теплый Саратов радушно встретил участников «Национальной деревни», уютно расположившейся на базе отдыха на склоне Соколовской горы — у самого берега Волги. С 9 по 18 июля 2010 года «Немецкое молодежное объединение» провело в Саратовской области международный этнокультурный лагерь-семинар «Национальная деревня в Поволжье». Участниками проекта стали молодые российские немцы из России и Германии. Многие из них впервые посетили Поволжье — родину своих предков. Знакомясь с историей региона, где долгое время компактно жили немецкие колонисты, ребята пытались ответить на вопрос, какое значение имеет Поволжье для современной молодежи из числа российских немцев.
Во время международного лагеря-семинара ребята вели собственные этнографические исследования, связанные с различными аспектами истории, культуры, архитектуры и мировоззрения российских немцев, которые находились на территории бывшей АССР Немцев Поволжья.
«Жители» «Национальной деревни» посетили множество культовых и знаковых мест немецкого Поволжья — лютеранские и католические храмы, как действующие, так и пока не восстановленные; фабрики и магазины немецких предпринимателей. Многие фабрики, получив в свое время хороший «заряд» немецкой предприимчивости и смекалки, до сих пор производят высококачественную, пользующуюся большим спросом продукцию. При этом профиль продукции остался таким же, каким был до революции или депортации поволжских немцев в восточные регионы страны.
Другими местами исследований молодых людей стали краеведческие музеи, центры немецкой культуры городов Саратовской области, кладбища с настоящими немецкими склепами, памятниками и памятными знаками. Участники проекта узнали о так любимой поволжскими немцами сирени — до сих пор обилие этих деревьев бросается в глаза при посещении всех городов и сел бывшей немецкой республики. О своеобразных приспособлениях, облегчавших быт немецких колонистов, например, при изготовлении арбузного меда. Ребята узнали, как поволжские немцы делали неудобства засушливого климата Саратовской и Самарской губерний преимуществами, превращая отходы в доходы. Так, из отходов животноводства изготавливали кизы. Их продавали на рынке, топили ими дома, а полученный от сжигания пепел использовали в качестве удобрения на огородах. Это повышало урожайность и плодородие.
Некоторым ребятам удалось не только побывать на родине предков, но и найти с помощью местных жителей те места, где раньше стояли дома, любовно построенные руками их прадедушек. Кому-то улыбнулась удача в музейном архиве, где была возможность своими глазами увидеть и подержать в руках архивные документы, рассказывающие о предках. Так можно было расширить знания о собственном родовом древе, о происхождении и генеалогии своей немецкой фамилии.
Нельзя не упомянуть такие имена, как Аркадий Адольфович Герман, автор многочисленных работ по истории российских немцев, Александр Артурович Дынгес — председатель украинского общества «Видергебурт», Елизавета Моисеевна Ерина, специалист архива российских немцев Поволжья (Энгельс), Владимир Владимирович Лемдяев, депутат городского собрания Маркса. В лекциях этих и других ведущих специалистов по истории и этнографии российских немцев, в рассказах экскурсоводов, всей душой стремящихся сохранить культурное наследие поволжских немцев, было видно, что эти люди хотят донести до потомков исторические особенности уникальной общности российских немцев. Эти особенности сложились под влиянием географического и климатического расположения колоний поволжских немцев. Они, по словам исследователей, определили самобытность хозяйственного и исторического развития, взаимоотношения с соседними народами, религиозное мировоззрение колонистов, которые уважали частную собственность и возводили хорошо выполненную работу в ранг добродетелей, угодных Богу.
Неустанный труд поволжских немцев, использующих в хозяйстве технические новинки того времени, превратили засушливые, целинные земли в один из наиболее преуспевающих, мирных и толерантных — как на межнациональном, так и на межрелигиозном уровнях, — уголков Российской Империи. Он впоследствии стал самой передовой и экономически развитой республикой в составе РСФСР. Там были самая высокая грамотность, производительность почти всех видов продукции в регионе Нижнего Поволжья.
Одним из новшеств проекта стало проведение по истории ролевой игры по реконструкции спецпоселений российских немцев. Игра проводилась в виде пресс-конференции, где участники Национальной деревни стали спецпоселенцами, а мультипликаторы БИЦ, участники семинара по истории БИЦ — представителями СМИ. Игра показала, игровые технологии помогают соприкоснуться с историей российских немцев ближе, ближе познакомиться с отдельными ее этапами.
Все участники «Национальной деревни в Поволжье» — активисты молодежных организаций и клубов участвовали в различных мастер-классах по таким направлениям, как вокал, танцы, кухня поволжских немцев, где готовили национальный пирог «Ривелькухен». Концерты творческих коллективов российских немцев Саратовской области и дружеская атмосфера лагеря-семинара еще надолго останутся в памяти участников из России и Германии.
И когда темной южной ночью на другом берегу Волги светились мягкие огоньки Энгельса — бывшей столицы Республики немцев Поволжья, — «жители» «Национальной деревни» ощущали не только свое духовное родство с этой щедрой землей Нижнего Поволжья, но и понимали, что многонациональная земля современной Саратовской области бережно хранит немецкое наследие и щедро делится им с неравнодушными исследователями — потомками поволжских немцев, которые из поколение в поколение создавали на поволжской земле свой немецкий дом.
Максим Шеккер,
заместитель председателя Тюменской областной молодежной организации российских немцев «Югендланд», участник международного этнокультурного лагеря-семинара «Национальная деревня в Поволжье».