Российским немцам на Волге, в селах бывшей Республики немцев Поволжья, рады. Но не все и не везде. Прочувствовать атмосферу, которая царит сегодня там, где еще 70 лет назад жили немцы, смогли участники международной этнографической экспедиции «Этнографический семинар для молодежи из числа российских немцев России и Германии по истории, традициям и культуре немцев Поволжья», которая прошла в начале августа в Марксовском районе Саратовской области при финансовой поддержке Министерства регионального развития Российский Федерации в рамках реализации совместного российско-германского проекта «Партнерство».

В течение недели участники экспедиции фиксировали остатки материальной культуры, посещая села, до сентября 1941 года расположенные на самом севере Республики немцев Поволжья. В рамках семинара с молодыми исследователями встретился председатель Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев Аркадий Герман, который познакомил их с историей северных колоний. Получив теоретические знания, молодые люди отправились на полевые исследования: они посетили все немецкие села Марксовского района. Огромное впечатление произвели на ребят монументальные постройки, возведенные немцами, которые и сегодня будоражат душу и ум.

Участники посмотрели на разрушенную лютеранскую церковь в селе Волково. Сегодня она заросла деревьями. Местные жители рассказали, что в советское время в колокольне, которая не сохранилась до сегодняшних дней, располагался спортивный зал, а внутри самой церкви были школьные классы. Старожилы этого села (в большинстве своем русские, родившиеся здесь и живущие сегодня) в разговоре с ребятами говорили: «Какие же мы глупые, что не согласились на восстановление Республики немцев Поволжья. Сейчас бы это все было в большей сохранности и не было такой разрухи. Ведь немцы — хозяйственники! Да, мы сейчас живем в их домах, но если бы они вернулись, все было бы иначе. И нам хорошо было бы, и им. Они бы не оставили нас без крыши над головой». Но так говорили не все. Чем ближе к самому Марксу приближались участники экспедиции, тем больше чувствовалось напряжение у людей. В некоторых селах участникам не разрешали ни общаться с местным населением, ни фотографировать сохранившиеся немецкие дома. На вопрос ребят, почему им нельзя снимать или общаться с жителями, вразумительного ответа дано не было. Один из молодых ребят поинтересовался у сопровождавшей их женщины: «Неужели спустя столько лет присутствует ненависть по отношению к российским немцам?». Она удивилась и сказала: «У нас все живут в мире и согласии, у нас многонациональное село». Но, как оказалось, немцев в этом селе не более десяти, а общее количество жителей переваливает за тысячу.

В один из дней состоялась экскурсия по Марксу с местным краеведом. Пока одни ребята слушали рассказы по истории города, другие чуть отстали — хотели сфотографировать памятники немецкой архитектуры. И когда они поспешили присоединиться к своим, то услышали, как семилетние дети кричали им вслед: «Фашисты, фашисты!». Молодые российские немцы не ожидали, что и в наши дни они смогут услышать подобное.

В Марксе ребята посетили старое лютеранское кладбище, на котором сохранились склепы конца XIX века, один из которых они помогли очистить от мусора. Во время уборки нашли элементы декора памятников.

Поездка для всех многое значила. Кто-то говорил, что его бабушка мечтала приехать сюда, но ей не удалось, и она хотела, чтобы внуки побывали на ее родине, кто-то нашел здесь своих родственников. Многие уезжали с мыслью о том, что этнография теперь стала частью их жизни, и у себя дома они будут продолжать записывать рассказы своих бабушек и дедушек, восстанавливая по крупицам нашу общую историю.