С 5 по 13 февраля 2012 года в городе Томске состоялся Международный семинар по организации и проведению этнокультурных площадок для детей и молодежи в учебных заведениях. Организаторами проекта выступили Информационно-образовательный центр BiZ, Межрегиональная общественная организация «Немецкое молодежное объединение» и Томская региональная общественная организация «Югендблик». На семинаре собралось 35 человек, молодежь из разных уголков России, а также Узбекистана и Казахстана.
Система молодежных этнокультурных отрядов будет создаваться в нескольких регионах России на базе молодежных организаций и клубов российских немцев с целью активизации их деятельности, популяризации языка и культуры российских немцев.
К участию в работе молодежного этнокультурного отряда будут привлекаться студенты педагогических вузов, в первую очередь — факультетов германской филологии.
Задачами этнокультурного отряда станут проведение одно- и двухдневных этнокультурных площадок для различных возрастных групп населения, прежде всего, для студентов и школьников, активизация молодежи в общественных организациях российских немцев и актуализация этнической идентичности молодых российских немцев через этнокультурную деятельность; повышение квалификации молодых активистов ОО РН в этнокультурной сфере; развитие сотрудничества ОО РН с вузами, занимающимися подготовкой специалистов в языковой и этнокультурной сфере, и со школами, в которых преподается немецкий язык, создание условий для реализации коммерческих языковых проектов.
Семинар для его участников стал своего рода генеральной репетицией перед началом работы в этом направлении на местах. Ребята смогли познакомиться не только с теорией по созданию подобных отрядов, но и приобрели определенные практические навыки, так как итогом семинара стало проведение этнокультурных площадок в Томском лицее №7 для старшеклассников и в средней общеобразовательной школе д. Кисловка Томского района для учеников 4-5-х классов.
— Для меня семинар по организации и проведению этнокультурных площадок открыл широчайшие возможности, — говорит Надежда Сивизьянова из Кургана. — Я поняла, что такое этнокультурный отряд, его задачи и функции, а также функции координатора и методиста, осознала также, что залог успешного дела — это команда, с которой предстоит работать. Стала понятна цель: для чего проводятся эти площадки, как много можно рассказать и научить в рамках их проведения. Для меня это еще и возможность самореализации, начало интересной работы в рамках движения молодых российских немцев. Особенно в преддверии праздника Пасхи хочется всех научить шить зайцев из обычных детских носков. Меня саму этот мастер-класс привел в восторг — как много всего вокруг интересного и еще нами не изученного!
Своими впечатлениями о семинаре поделились и другие его участники
Виталий Шмидт (Красноярск):
— Проект оставил хорошие впечатления. Для меня лично был очень полезным ряд информационно-образовательных блоков, например, занятия для координаторов с модератором проекта Екатериной Луньковой из Благовещенка. Отмечу также, что непосредственное проведение этнокультурной площадки в д. Кисловка — это хороший опыт, который я буду использовать в дальнейшей общественной деятельности. Спасибо организаторам за творческие мастер-классы, они развивают и раскрепощают, и это многим, и мне в частности, было необходимо. Интересно также была преподнесена презентация «Югендблика», это я тоже возьму себе на заметку. Очень интересная форма подачи материала. Единственное, на будущее, хотел бы предложить уделить возможность на подобных семинарах взаимодействию в паре методист-координатор.
Светлана Довженко (Казахстан):
— Во-первых, хотелось бы поблагодарить всех, как организаторов и референтов, так и участников этого семинара, за 100% отдачу. По моему мнению, только это помогло реализоваться семинару в полном объеме. Особенно хотелось бы отметить работу Станислава Луткина, модератора из Нижнего Тагила. Его лекции были содержательными как теоретически, так и практически, что помогло разобраться в данном проекте от начала до конца. Помимо знаний, касающихся проекта, именно на его лекциях я получила толчок к дальнейшей самореализации и дальнейшему саморазвитию. Было познавательно также наблюдать его работу, было чему учиться у него, даже просто наблюдая. Он, действительно, профессионал своего дела!
Также хотелось бы отметить, что в целом команда референтов была очень мощная, толковая. Я считаю, что только их сплоченная работа помогла понять суть проекта, осознать в полной мере его актуальность. Также была подобрана мощная команда участников, с которыми приятно было работать и обмениваться опытом. Несмотря на то, что на семинаре я была в качестве координатора, я получила очень много отработанных, грамотно преподнесенных методических наработок. Оцениваю лекционный и практический материал семинара на 5 по пятибалльной шкале.
Все вечерние мероприятия проходили на должном уровне и в нетрадиционных формах. Это тоже хотелось бы отметить. Рабочий день был нагружен и, мне кажется, порою перегружен.
Хотелось бы выразить особую благодарность организации «Югендблик» за творческие мастер-классы. Это было крайне информативно и полезно, далее на местах мы планируем провести аналогичные мастер-классы, приуроченные к Пасхе.
Светлана Прохорова (Саратов):
— Направление мне кажется очень актуальным, потому что, несмотря на долгую деятельность НМО и самоорганизации в целом, очень малое количество людей вокруг осведомлено о том, кто такие РН, мало что знают в обществе об истории этого народа, его традициях и обычаях. Через этот проект есть возможность познакомить огромное количество людей с РН и деятельностью наших организаций. Очень здорово, что данный проект будет реализовываться параллельно в нескольких регионах. Мне кажется, на территории всей России это поможет почувствовать себя единой командой при достижении конкретной цели. Направление одно и проект один, но у каждого в работе будет своя изюминка. Я думаю, и в период реализации проекта, и по его завершении будет интересно обменяться опытом.
Хорошо, что в семинар был включен блок практической работы, была возможность попробовать теорию воплотить на практике. Очень жаль, что мало времени оставили на то, чтобы поработать друг с другом.
Многие, может быть, расстроились, что по сути попробовать себя в своей роли смогли только четыре человека — два главных методиста и два координатора, так как мы работали по 13-15 человек на двух площадках. Остальные исполняли роль участников отряда, а приехав домой, они будут выступать уже в роли руководителей проекта. Но теперь, мне кажется, в этом тоже есть своя прелесть: чтобы грамотно руководить процессом, необходимо владеть навыками и исполнителя тоже, научиться чувствовать и понимать команду, знать, что каждый человек является очень важным звеном в одной цепи.
Материал подготовила Ирина Крайсман