Цель проекта — повышение уровня знаний и компетенций руководителей молодежных организаций в области менеджмента и управления с целью их применения в текущей деятельности молодёжных клубов.
Первый день Школы ознаменовался: квест-прогулкой по историческим местам города «Немецкий Томск», которую для всех провели активисты МК «Immerjung»; знакомством участников друг с другом, в том числе и через презентацию реализованных молодежных проектов и обсуждение будущих проектных идей, а также представлением программы и организационной команды проекта.
Развиваю эффективную организацию
21 сентября в Томском государственном университете состоялось официальное открытие Школы лидеров. Гостями мероприятия стали:
— проректор по учебной работе, директор Института экономики и менеджмента ТГУ, кандидат физико-математических наук, доцент Виктор Валентинович Дёмин;
— советский и российский учёный в области энергетики, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор, лауреат Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России» в области науки (2015 г.), российский немец Альфред Андреевич Дульзон;
— начальник управления молодежной политики администрации города Томска Александр Владимирович Лисицын;
— заместитель председателя региональной НКА РН Томской области, помощник депутата Законодательной Думы Томской области Надежда Анатольевна Минакова;
— председатель Немецкого молодежного объединения Евгений Петрович Вагнер.
Приветственные адреса участникам и организаторам проекта направили:
— Председатель Комиссии по вопросам сохранения и развития культурного и языкового многообразия народов России Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, Президент Федеральной национально-культурной автономии российских немцев, Председатель Международного союза немецкой культуры Генрих Генрихович Мартенс;
— председатель Национального совета молодежных и детских объединений России Григорий Валерьевич Петушков;
— мэр города Томска Иван Григорьевич Кляйн.
Открытие проекта носило неформальный характер – ток-шоу вместо выступления с официальными приветственными речами позволило участникам не только поближе познакомиться с личностями гостей, но и узнать их понимание лидерства, а также получить советы для успешного развития как себя лично, так и своих организаций.
Следующим пунктом в программе, как и началом обучения в последующие дни, стало изучение немецкого языка. При этом темы занятий перекликались с общей направленностью проекта. Вместе с Натальей Иордан (г. Омск) и Анной Герман (г. Челябинск), а также шпрахассистентом Антоном Клокгаммером участники учились презентовать себя для немецких партнеров, знакомились со структурой самоорганизации РН и партнерами НМО в Германии.
Образовательная часть проекта в этот день прошла под девизом «Развиваю эффективную организацию». Основным референтом Школы выступила Ксения Федорова — тренер неформального образования, член пула тренеров Совета Европы.
Вместе с ней участники построили собственную линию жизни, отметив на ней судьбоносные моменты, повлиявшие на их становление как лидеров, а также людей, ставших для них наставниками. Также ученики Школы познакомились с возможностями развития в структуре НМО и в целом в самоорганизации российских немцев, а затем приняли участие в мозговом штурме «Я – руководитель молодежного клуба НМО»: Что должен знать руководитель МК и что уметь делать? Каким он должен быть? Какими ценностями обладать? — результаты обсуждения позволили составить матрицу успешного руководителя. Также ребята нарисовали в группах комиксы «Неделя из жизни…» председателя НМО, члена совета НМО, руководителя МК, члена совета молодежной организации, активиста или волонтера клуба. На основе комиксов участники сформулировали функции и задачи, а также расписали страницу ежедневника для каждой из ролей.
Юлия Карих (программный директор): «Завершился день на … кухне. Молодые лидеры не только приняли участие в мастер-классе по приготовлению традиционных блюд российских немцев: Kartoffelsalat, Strudel и Krebel, но и поближе познакомились с известными российскими немцами Томска — директором Российско-Немецкого Дома г. Томска, синхронным переводчиком Александром Владимировичем Гейером и заслуженным врачом РФ, микрохирургом Владимиром Федоровичем Байтингером. Гости рассказали о вкусе своего детства, семейных традициях и жизненном пути, а также поближе познакомились с участниками проекта».
Создаю результативную и эффективную команду
В третий день в рамках тренингов и уроков немецкого с участниками обсуждалось, что значит эффективная команда и как она должна работать; как руководитель может распределить свое время грамотно, чтобы работать и «дышать полной грудью, а не задыхаться от обилия проблем». Участники познакомились с разными типами восприятия времени и метапрограммами, а также «на собственной шкуре» попробовали все этапы развития команды – формирование, шторм, нормирование и эффективная работа – в командном упражнении, когда время выполнения ограничено и есть четкие условия, когда от каждого зависит результат.
Ксения Федорова (г. Архангельск): «Мы также затронули теорию поколений, составили профиль потенциальной целевой аудитории МК, подумали о способах их мотивации и привлечения. Через творческую работу и работу с метафорами обсудили очень важную тему ценностей организации и идентичности «Я – российский немец». Что это значит для каждого? Какие смыслы и ценности есть в работе МК? Это глубокие вопросы, на которые ребята уже отвечали себе и продолжают отвечать, все глубже осознавая важность своей работы в НМО.»
Еще одной сессией стала работа в четырех мини-группах, где участники разрабатывали критерии эффективности деятельности МК и МО, этапы развития клуба с нуля, особенности информационной работы и способы поиска потенциальных участников организаций. Завершилась рабочая программа традиционными менеджерскими свечками, на которых каждый поделился своими личными открытиями и инсайтами дня.
А на вечернем мероприятиии участники Школы лидеров НМО узнали правила жизни 4 успешных российских немцев Томска:
— бизнес-тренера, эксперта по лидерству и управлению Александра Глока;
— председателя профсоюза студентов Томского государственного университета Вячеслава Диля ;
— врача-микрохирурга Андрея Байтингера;
— члена Местной общественной организации «Национально-культурная автономия немцев г.Томска», члена Совета НМО (2010-2014 гг), руководителя творческой мастерской и мамы троих сыновей российских немцев Ирины Шмидт.
Строю эффективное партнерство
Евгений Вагнер (председатель НМО): «Заключительный день проекта начался с деловой игр, которая позволила ученикам Школы «побывать на встречах» с представителями органов государственной власти, молодежного парламента, общественной палаты региона, межнациональной ассамблеи, бизнеса, СМИ, международных организаций и наладить с ними партнерские отношения. Итоги игры показали востребованность подобного опыта среди участников».
Также молодые лидеры создали собственное колесо компетенций ««Я самый классный руководитель МК НМО» и поставили себе цели по развитию своих организаций на ближайшие 72 часа, неделю, месяц и полгода. А после в группах была продолжена работа по составлению чек-листов со стандартами работы МК, разработка положения о работе Молодежного совета и примера годового плана деятельности молодежного клуба российских немцев, составление инструкции для развития МК с нуля, сбор примеров текстов для организации информационной работы в организациях. Результаты проделанной работы войдут в гид по развитию молодежных клубов и организаций и будут разосланы по членским организациям НМО.
Завершился проект, как любое обучение в школе, выпускным, на котором звучали слова благодарности преподавателям, напутственные слова выпускникам и поздравления.
«Школа лидеров НМО» прошла при финансовой поддержке Министерства внутренних дел Германии в рамках Программы поддержки немецкого меньшинства на территории Российской Федерации.
Партнерами проекта выступили общественные организации российских немцев: Федеральная национально-культурная автономия российских немцев, АОО «Международный союз немецкой культуры», Межрегиональный координационный совет немцев Западной Сибири, Молодежный совет при МКС немцев Западной Сибири, РОО «Национально-культурная автономия немцев Томской области», МОО «Национально-культурная автономия немцев г.Томска», ОГАУК «Томский областной Российско-немецкий дом», Молодежный клуб российских немцев «IMMERJUNG». А также Национальный исследовательский Томский государственный университет, управление молодежной политики Администрации г. Томска, АОО «Национальный Совет молодежных и детских объединений России».