Каждый человек хоть раз в жизни задумывается о том, что означает его фамилия, кто он по происхождению, кто его предки, и откуда они. Счастливый тот, кто на все эти вопросы находит ответы, и в качестве наследства передает это богатство своим детям и внукам: историю своего рода, своей семьи. 

В прошлом году моя дочь сделала интересные открытия, касающиеся нашей семьи. Конечно, довольно весомое количество фактов она знала, но что-то для неё стало совершенно новым, неизведанным. Мы решили продолжить и расширить ее работу, собрать дополнительную информацию, пополнить наши знания. 
Меня  заинтересовала акция Немецкого молодежного объединения «Расскажи историю своей семьи». С удовольствием принимаем в ней участие, делимся ценным для нашей семьи. И в целом, принимая активное участие в немецком движении (я работаю в Центре Немецкой Культуры «Возрождение» г. Минусинска) хочу выразить свое мнение: 

Семейное направление в движении РН, на мой взгляд, является и должно являться одним из основных направлений деятельности. Отдельные внутрисемейные истории каждого объединены одной, общей историей, одним историческим наследием всех российских немцев. И это не только трагические страницы истории. Лишь в этом случае, когда с самого раннего детства наши дети будут расти в такой обстановке, будет формироваться национальное самосознание. А сейчас представляю работу своей дочери Дианы Поповой, которой сейчас 14 лет.

Инна Попова, сотрудник ЦНК «Возрождение» г.Минусинска

Предисловие
Странное желание
В детстве я всегда любила представлять себя в роли учителя: изображала строгий вид, рассаживая кукол на стульчики, проверяла тетради, исправляла ошибки красной пастой. И сначала даже не задавалась вопросом, откуда такое желание. Но повзрослев, мне стала интересна история нашей семьи, и откуда  берут истоки неудержимые желания к учительству. Этот интерес подогрел старинный фотоальбом в бархатном малиновом переплёте со старинными фотографиями, запечатлевшую мою прабабушку в четырёхлетнем возрасте на табуретке, а рядом с ней её деда – статного, высокого мужчины, с закрученными кверху усами и его жену, женщину с правильными чертами лица в длинном тяжелом пышном  платье с веером в руках.

Бабушкин вклад
Задавшись целью узнать истоки моих педагогических склонностей, я обратилась к моей бабушке, Милюковой (Поповой) Людмиле Тихоновне.  Удивлением для меня стало то, что бабушка, оказывается, закончила педагогический колледж в г. Красноярске, факультет начальных классов, хотя и работала не по специальности.  Но все её поступки, образованность, терпение и доброта всегда указывали на то, что она педагог не только по образованию, но и по призванию. Она не только сумела бережно собрать и сберечь  все ценные для нашей семьи материалы, но передать и воспитать в моей бабушке, маме и во мне важность и ценность отношения к знаниям наших корней. Бабушкой был сделан большой вклад в пополнение музейных экспонатов, того самого музея, в котором она будучи пятилетней девочкой Люсей приходила к своей бабушке, Тейц Луизе Германовне, работавшей в 50-е гг. смотрителем в музее имени Свердлова.

Внучка директора гимназии
 У моей прабабушки, Никкель (Милюковой) Антониды Петровны, мамы Людмилы Тихоновны,  слух был отличный,  она великолепно играла на гитаре, очень любила петь и была очень жизнелюбивым человеком, а её собственное чувство к детям и внукам не имело предела. При этом она очень грациозно и легко двигалась по кухне, готовя домашнее мороженное или торт, вкус которых моя мама вспоминает по сей день.  И это не удивительно, ведь музыкальные способности ей достались по наследству. Её дедушка, Никкель Пётр Петрович, со слов прабабушки, был директором музыкальной гимназии г. Энгельса Саратовской области и, к тому же, виртуозно играл на фортепьяно. Мечтой моей прабабушки было  поступление в музыкальную школу, чтобы выучиться на дирижёра или оперную певицу.  Со слов мамы, перед сном она всегда ей пела колыбельную изкинофильма «Долгая дорога в Дюнах». Эту песню мама пела мне маленькой и сейчас часто поёт моему маленькому брату. Мне она очень нравится и, скорее всего я тоже буду её петь своим будущим детям.

Теперь мне стало понятно, какую роль в прабабушкиной жизни играли чувство и красота. Это выражалось  во всем, в отношении к близким, окружающим, братьям нашим меньшим и просто вещам. Этот человек был наделён музыкальными способностями, которые проецировал свою тонкость и чувственность души на всём, чего касался.

Несбывшиеся мечты
Мой прапрадедушка, Пётр Петрович, несомненно, был талантливым человеком и, наверняка, смог осуществить мечту своей дочки, но планам не суждено было осуществиться, пришла война и девочка Тоня, которой было двенадцать лет, как мне сейчас, смогла доучиться только до четвёртого класса, после чего ей пришлось трудилась в тылу, а впоследствии, вместе со своей мамой, Луизой Германовной, которая к тому времени стала уже вдовой. Её мужа, Петра Петровича, и еще шестерых братьев  забрали  в трудовую армию, после чего они больше никогда не встретились…   Затем долгий путь на Север, п. Туруханск, где родились мои бабушка и мама.

Педагогическая династия. Из истории мамы
То, что моя мама Инна Александровна,  имеет педагогическое образование, секретом для меня никогда не было. Удивление появилось потом, когда я узнала, что являюсь потомком педагогической династии. Именно поэтому тема передачи духовно – нравственных ценностей от поколения к поколению приобретает для меня особую важность и интерес. Это мои корни, моя история, которую я хочу и просто обязана передать своим детям и внукам.

По меркам нашего времени она получила современную и, по – моему мнению, востребованную специальность — социальный педагог, педагог —  психолог. И пусть она не учит детей писать и считать, играть на фортепиано – она учит разбираться в себе, разрешать конфликтные ситуации, которые произошли между детьми.

Не учитель, но чем не педагог?
Мой папа самых честных правил. Он военнослужащий – командир взвода. Можно сказать, что педагог. Ведь ему каждый день приходится командовать теми, кто у него в подчинении, а это около сорока человек.  Кто скажет, что должность командира взвода  не имеет отношения к учительству? Но разве следить за военной выправкой молодых солдат, решать возникшие проблемы, следить за дисциплиной – всё это не имеет отношение к педагогике?

Да, мой папа не из учительской династии, но своей профессией он значительно расширил границы сферы педагогической деятельности. Для своей семьи он является не только олицетворением и примером мужественности, смелости и всех тех качеств, которыми должны обладать мужчины, но и является мудрым, терпеливым педагогом для своих детей, то есть для нас с братом.

Моей прабабушке Никкель (Милюковой) Антониде Петровне посвящается…
Я, безусловно, бесконечно горжусь своими  прапрадедами, прабабушкой, которая прикована к постели уже более 20 лет и, собственно которой, я посвящаю свой рассказ. 20 апреля 2018 года ей исполось 90 лет. Такой юной, творческой, хрупкой, тонкой натуры девочке, которой на момент начала ВОВ было всего 12 лет. Той, чьё взросление выпало на самые страшные, несправедливые и горькие сороковые.

Нагрянувшая война в жестокой слепоте своей соединила несоединимое: дети и кровь, дети и смерть, дети и депортация.  Война…. Разве может иметь что-нибудь общее это страшное слово, это труднодоступное для понятия двенадцатилетнего  подростка состояние между государствами с запахом душистой ромашки, свежеиспечённого маминого хлеба. Абсурд…..  Но для моей прабабушки почётной гражданки п. Туруханск, труженицы тыла война началась именно с такого несуразного совпадения.

«Не передать словами, каким ужасом была эта самая депортация. Был конец мая, все уже посадили огороды. Отцвели сады. И вот приказ: собираться! Оставили дома со всем имуществом. Дома продавали за бесценки – две пары сапог, шубу, шаль,… ». А потом долгий путь в далёкие края в унизительных санитарных условиях, без тёплой одежды; строительство понтонного моста через Енисей в г. Красноярске, опять  долгий путь в Сибирь… Издевательства и унижения местного населения и представителей власти «Когда от болезни умер старший брат бабушки  Гарри, председатель сельского совета отказался дать инструменты для рытья могилы и доски на гроб. Пришлось вырыть углубление в земле алюминиевыми ложками, прикрыв тело тряпкой…».

Горе не смогли сломить мать и дочь, нужно было жить и выживать дальше, работать на Победу… Освоили нелёгкий и опасный труд промысловика в северных условиях, подводный лов ондатры, научились «белковать».  Ловили рыбу, когда на Енисее уже появилась шуга. Ноги были изрезаны льдом, но работать продолжали. Без обуви, без каких – либо средств защиты тянули рыболовные сети руками. Однажды во время рыбалки  прабабушку едва не утянуло в воду сетями, которые она вытаскивала. Она и по сей день не переносит запах рыбы…  Проводили по месяцу в тайге, привозя на нартах скудные припасы, палатку, печку, постель.

Послесловие
Дети беспощадной волей войны оказались в пекле страданий и невзгод, и осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. Война отобрала у сотни тысяч мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире! Что помнят они? Что могут рассказать? Должны рассказать.…  И  свою работу я посвящаю ей,  ребёнку  войны, ребёнку спецпоселенцу, ребёнку — труженику тыла.  Что пришлось пережить ей: унижения местным населением, нечеловеческие условия депортации и существования, потери,  лишения,…

Пусть не всем планам в её жизни было суждено сбыться, но то, что эта история нашей семьи продолжает существовать во мне и передаётся из поколения в поколение великая ценность и сила  лично для меня и моей семьи, ведь тот, кто не знает своих корней, не знает самого себя. Эти знания хранятся в нашей памяти: о предках, моей, нашей истории, тех далёких и таких странных для меня временах. Это звенья одной цепи, прочной и неразделимой. Это живая связь времён: прошлого, настоящего и будущего.  Пока существует неподдельный интерес к истории своего рода,  связь времен не прервется никогда.

Диана Попова-Никкель, 14 лет, г.Минусинск