Цель проекта – развитие актива Немецкого молодёжного объединения, формирование профессионального видения по ключевым вопросам изучения истории и культуры российских немцев.
22 и 29 ноября состоялись два вебинара, о которых мы уже писали здесь. Рассказываем о том, как прошли финальные встречи проекта.
Третий вебинар Школы был посвящён языковым процессам российских немцев.
- Александр Яковлевич Минор выступил с докладом «Языковые варианты российских немцев: истоки, развитие, перспективы». Александр Яковлевич развеял миф о том, что диалект — это испорченный язык (на самом деле, это самостоятельный языковой вариант, и исторически он старше литературного языка!), рассказал о критериях для разграничения немецких диалектов, об этапах их смешения, примерах звуковых особенностей диалектов поволжских немцев. Также он поделился ироничными стихотворениями, иллюстрирующими влияние русского языка на немецкий у российских немцев.
Александр Яковлевич: «Аудитория молодая, энергичная, даже не ожидал такой заинтересованности в такой научной и сугубо специальной теме, как языковые варианты немецкого языка. Наиболее интересным показался вопрос о том, можно ли научиться разговаривать на диалекте. Если у вас есть родственники или знакомые, друзья или соседи, которые говорят на немецком диалекте, пользуйтесь данным фактом, запоминайте слова и выражения на диалекте, употребляйте их в своей речи. Пусть даже просто будет Kuden Ouwend, Morje, Vedder Michel. И еще один совет: фиксируйте эти новые слова и выражения, не давайте им исчезнуть бесследно».
- Олег Анатольевич Александров представил доклад «Практические инструменты по сохранению языка российских немцев». Олег Анатольевич поделился мнением, почему изучать диалекты — это интересно и классно, рассказал о практике изучения диалектов в Германии и России, о собственных экспедициях с целью исследования языка, а также дал несколько полезных советов планирующим заняться изучением диалектов.
Олег Анатольевич: «Посыл моего доклада молодому поколению был следующий: приходите в науку, обращайтесь к языку и культуре российских немцев в исследовательском ключе. Это захватывающе интересно, подобная работа облагораживает, меняет человека в лучшую сторону, открывает новые двери во «внешнем» мире, и в мире «внутреннем» — эмоционально-когнитивном».
Тема заключительного вебинара была посвящена вопросам этнической идентичности российских немцев.
- Ольга Михайловна Рындина представила доклад «Смысл себя» в этнопсихологии российских немцев (на материалах по Томской области)». Она рассказала, что же в целом понимается под идентичностью, о видах идентичности и подходах к ней, о социальной и этнической идентичности. Участники встречи смогли узнать о том, какую роль играют семья, религия и социальные институты в формировании этнической идентичности. Также, Ольга Михайловна представила разновидности этнической идентичности (нормальная ЭИ, негативная ЭИ, биэтническая идентичность, и т.д.) и рассказала об их особенностях.
Ольга Михайловна: «Проблема идентичности чрезвычайно волнует немецкую молодёжь, я с этим постоянно сталкиваюсь. По сути, речь идёт о том, есть ли будущее у народа. По-моему, не стал исключением в заинтересованном внимании и данный семинар. Молодому поколению желаю оставаться как можно дольше молодыми и по духу, и по телу».
- Татьяна Борисовна Смирнова выступила с докладом «Этническая идентичность российских немцев по данным этносоциологических опросов». Татьяна Борисовна представила интересные статистические данные 2020 года по вопросам, связанным с РН. Так, участники встречи узнали, что большинство опрошенных сходятся во мнении, что «российские немцы» — самый подходящий термин для наименования немецкого народа в России; что больше всего российских немцев объединяют историческая судьба, культура, и немецкий язык; что у большинства опрошенных принадлежность к немцам вызывает чувство гордости, и многое другое.
Татьяна Борисовна: «Об отличиях молодёжной аудитории от взрослой: молодежь не рвётся к микрофону и не стремится к самовыражению и вот это «я, я, я!» — этого у молодёжи меньше, и это плюс. Может, когда молодёжь общается между собой — это по-другому, но когда молодые слушают взрослых — то действительно слушают. Совет молодому поколению — читайте книжки! Мои учителя говорили мне тоже самое».
Выражаем благодарность спикерам проекта – членам Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев, а также участникам проекта, за интерес и активную работу