Россия – многонациональная страна. Многокультурная, многоязычная. Ее сила – в единстве ее народов, каждый из которых имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. В моей семье, как и во многих других семьях, переплетаются две национальности – русская и немецкая. О непростой судьбе российских немцев, об их традициях, быте я рассказываю своим ученикам в школе, о судьбе своих предков «немецкой ветви» я говорю своим детям, потому что они часть этого рода, хранители его истории. Очень важно познать свой род, ведь тогда познаешь себя.
Мои немецкие предки Геймбух и Шнайдер, как и сотни других немцев из Германии, приехали в Россию по приглашению императрицы Екатерины II. Семья Геймбух поселилась на правом берегу реки Волги в Саратовской губернии. К сожалению, не осталось сведений о том, как называлось их поселение. На Алтай они попали во время реформы Петра Аркадьевича Столыпина, целью которой было выделение крестьянам земельных наделов для хозяйствования по фермерскому образцу. Это было начало 1900-х годов, и мои предки по линии Геймбух стали одними из основателей села Подсосново. Генрих Петрович Геймбух родился в 1886 году в Саратовской губернии.
Переехав на Алтай с семьей, он стал заниматься сельским хозяйством. Семья была зажиточной и большой (было четверо сыновей). В 1929 году главу семьи арестовали за веру. В тюрьме он отбыл 3 года. В начале 30-х годов в стране началась массовая коллективизация и уничтожение крестьян-собственников. Его семья была раскулачена, и жена с тремя сыновьями были сосланы в Томскую область в с. Каргасок. Освободившись, Генрих Петрович отправился в Томскую область, чтобы разыскать свою семью. Но тут его повторно арестовали на 10 лет, и в тюрьме он умер. Один из его сыновей, мой прадед Генрих Генрихович Геймбух, 1906 года рождения, еще в Подсосново отделился от отца и создал свою семью. Возможно, это и сыграло важную роль в его судьбе. Не будучи сосланным, оставшись со своей молодой семьей в Подсосново, мой прадед работал завхозом школы.
Наступил 1937 год. Фабриковались уголовные дела за якобы антисоветскую деятельность среди населения, поощрялись клевета и доносы. Люди жили в постоянном страхе за свою судьбу, за свою жизнь. Как раз в этот год беда постучалась в дом моего прадеда. Его арестовали по доносу односельчанина, согласно которому Генрих Генрихович, принимая участие в строительстве новой сельской школы, специально нарушил конструкции. Его увезли в город Славгород и с тех пор семья его больше не видела. Став взрослым, один из его сыновей, мой дед, Геймбух Александр Генрихович, делал запрос. Ответ был дан следующий: вскоре после ареста он был расстрелян. Хотя семья всю войну получала от него письма из Магадана. По повторному запросу уже его внука семья узнала, что Геймбух Генрих Генрихович был осужден на 10 лет, скончался в 1946 году в тюрьме. А в Славгороде расстрелян был его однофамилец. Только 1956 году с прадеда были сняты все обвинения.
После ареста прадеда его семья жила очень тяжело. Особенно тяжело пришлось семье в военные годы. Тогда прабабушку, Елизавету Готлибовну Геймбух, забрали в трудармию в Михайловский район на содовый завод. Когда прабабушку увозили, мой дед долго бежал за телегой и плакал. Ему было около 12 лет, а старшему брату – 13 лет. С ними оставалось еще трое младших братьев и сестер. Самой младшей сестренке был 1 год. Елизаветы Готлибовны не было 5 лет. Дети жили сами. Питались часто только картофельными очистками, помогали люди. Выжили все. Мать вернулась домой, жизнь стала налаживаться. Долгое время она, как и все население немецкой национальности, находилось под спецкомендатурой. Реабилитированы они были только в 1955 году.
Дети подрастали, помогали, работали в колхозе. Мой дед, Александр Генрихович Геймбух, 1928 года рождения, учился в Ключевском училище, закончил курсы трактористов, долго работал по специальности. Он очень хорошо разбирался в технике и его назначили заведующим МТМ. О его мастерстве написано в книге «Целина продолжается»: «…Он … тоже из трактористов и в своем деле ас: по словам председателя, может с завязанными глазами разобрать и собрать любую машину. К тому же умелый организатор производства – машины из ворот выходят всегда раньше срока, ремонтники тут постоянные, горазды на всякие технические придумки, очень экономны, а главное – каждый делает все на совесть» («Целина продолжается». — Барнаул, Алтайское книжное издательство. 1981 г., стр. 254-255). Там дед проработал до самой пенсии. Он никогда не сидел без дела, его душа всегда болела за общее дело, а Подсосново стало его судьбой. Но так сложились обстоятельства, в 1995 году умерла бабушка, а в стране началась волна массовой эмиграции в Германию. В 1999 году он переехал вместе со своими детьми в Германию. Там в 2004 году он умер.
Во время войны, в 1941 году в село Подсосново приехала семья Шнайдер с тремя дочерьми. Приехали они из Автономии поволжских немцев. Одна из дочерей – моя бабушка, Шнайдер Эмилия Генриховна, 1929 года рождения. История этой семьи не менее интересна и не менее трагична. Предки их приехали в Россию тоже по приглашению Екатерины II, только поселились на левом берегу Волги в селе Ehrenfeld (Красный Кут) Саратовской области. По рассказам прабабушки Шнайдер Амалии Яковлевны, жили они очень зажиточно. Село было очень красивое: ровные улицы, беленые дома, сады, большие приусадебные хозяйства. Прадед, Шнайдер Генрих Иванович, работал в колхозе. Началась Великая Отечественная война. Указом Сталина всем жителям Поволжья было приказано срочно покинуть свои дома и отправиться на спецпоселение. Их депортировали в Сибирь. Бабушка, Шнайдер Эмилия Генриховна, (в замужестве Геймбух), рассказывала, что, когда они уезжали, пригнали коров с выпаса и коровы остались не доены. Стоял крик, плач. Все нажитое было брошено. Взяли только самое необходимое. Добирались они 1,5 месяца, уехали в августе, а приехали в Алтайский край в октябре. Перевозили их в теплушках. Распределены они были в с. Подсосново. Прабабушка, Амалия Яковлевна, всю жизнь с теплотой и грустью вспоминала оставленный дом в Поволжье и говорила: «У нас дома на Волге в Россее». Сердце ее навсегда осталось там. Стали обживаться в Подсосново. Это село стало для нее второй Родиной.
А когда в России в 90-е годы началась модная волна переезда в Германию, Амалия Яковлевна была против этого. Всей душой она не хотела уезжать. На нее уже был куплен билет, но за несколько дней до отъезда с семьей младшего сына она умерла. Так и не покорилась она своему переезду в чужую страну. Хотя здесь ее жизнь нельзя было назвать легкой. После депортации из Поволжья в школу дети не могли ходить, так как преподавание велось на русском языке, а языка они не знали. Ее мужа, Шнайдера Генриха Ивановича, моего прадеда, забрали в трудовую армию на Урал, а ее саму увезли в Михайловский район в семью работать нянькой. Но домой к детям ее отпускали. После войны они вернулись к своим детям. Началась мирная жизнь. Их дети создали свои семьи, но российские немцы еще долгое время должны были регулярно отмечаться в спецкомендатуре, еще долгое время после войны их не брали в ВУЗы, в армию. Это, конечно, оставило тяжелый отпечаток в их сознании. Так было до 1956 года, когда все немцы были сняты с учета спецпоселения.
Только в 1991 году мои родственники были реабилитированы. Несмотря ни на что, они не очерствели душой и всем своим добросовестным трудом и своими мыслями старались доказать, что Россия для них – это частичка их самих.
Мои дед, Геймбух Александр Генрихович, и бабушка, Шнайдер Эмилия Генриховна, поженились в 1948 году.
Моя бабушка окончила в Поволжье 4 класса и больше никогда не училась. До конца своей жизни она очень плохо говорила на русском языке. Они воспитали пятерых детей. У каждого из детей сложилась своя судьба. Эмилия Генриховна умерла в Подсосново в 1995 году.
На сегодняшний день из всех моих родственников по линии Геймбух-Шнайдер в России осталась только моя мама, Геймбух Елизавета Александровна (в замужестве Сулименко).
Я знаю судьбу своих предков, я знаю себя, ведь я тоже часть этого рода, и я бережно храню историю своего рода. Ее я передаю своим детям. Я понимаю, что история семьи – это во многом история нашей Родины. Пусть она трагичная, печальная, но в то же время великая и торжественная!
Зименс Лариса Владимировна, учитель МБОУ «Гальбштадьтская СОШ» Немецкого национального района Алтайского края
*** Если вы хотите принять участие в акции, присылайте свою работу по адресу infojugendring@gmail.com. Все подробности — по ССЫЛКЕ.
По всем вопросам об акции обращайтесь к сотруднику Бюро НМО Марии Куликовой.