Елена Плехова: «Давай попробуем, и все получится»

… — Когда я рассказываю про свою специальность, люди даже выговорить не могут ее название, смешные казусы случаются. Но популярность и востребованность моей профессии в последние годы растет. Значит, и узнаваемость тоже.

Знакомьтесь. Елена Плехова – тренер и фасилитатор в неформальном образовании. На протяжении семи лет координирует российские и международные образовательные проекты. Фасилитация – (от англ. «facilitate» – облегчать) – это специальные действия, направленные на организацию групповой работы, а фасилитатор – человек, организовывающий группу таким образом, чтобы она достигла стоящие перед ней цели:

— Причем ключевое отличие здесь от консультанта или традиционного тренера в том, что фасилитатор не дает готовых ответов или советов, не дает ноу-хау. Моя задача организовать пространство, климат общения, обмен опытом таким образом, чтобы люди в процессе группового взаимодействия сами приходили к нужным ответам, к выбору лучшего варианта. И проживали его через свое персональное развитие, свое восприятие проблемы. Ведь люди не учатся эффективно, когда пассивно слушают лекции и получают готовые решения. Фасилитация как раз один из подходов, который позволяет людям эффективно учиться, не возводя при этом фасилитатора в «истину в последней инстанции». Ну, такой пример. Нужен, допустим, Томску проект обустройства городского сквера. И вот, для того, чтобы хорошо реализовать этот проект, приглашаются специалисты из разных областей – архитектор, социолог, философ, юрист, ландшафтный дизайнер. Как им прийти к оптимальному для города решению? Ведь каждый из них узкий специалист в своей сфере и будет смотреть на ситуацию через свое профессиональное восприятие. Для того чтобы эта коммуникация произошла, чтобы они выработали общий план действий, а в итоге хороший проект, может быть приглашен такой фасилитатор, который в процессе обсуждения поможет людям понять, какова задача каждого из них в этой команде, договориться и наметить тот путь, по которому они будут двигаться.  

Елена говорит: особого, строго артикулированного девиза по жизни у нее пока нет, один из любимых сейчас – «Давай попробуем, глядишь, что-нибудь из этого получится!»:

— Кстати, хорошее правило! Потому что одна из черт моего характера, которая не всегда оптимально сказывается в том числе и на работе, — могу очень долго думать, мусолить в уме. А надо просто начать делать, там все и разъяснится, завертится.

Интересно, что в своей жизни уроженка города Рубцовска Алтайского края часто так и поступала, сама того не осознавая. В итоге оказывалась на верном пути, на нравящемся ей карьерном направлении:

— На философский факультет ТГУ я попала, честно говоря, неосознанно. Даже, можно сказать, импульсивно, смешная там история вышла. Выбирала между Томском и Барнаулом. Про Томск тогда было больше хороших отзывов, мол, студенческий город, и в плане образования высоко котируется. Сначала подала документы на психологический, но, когда провели с мамой несколько дней в общежитии этого факультета, поняли, что в таких бытовых условиях будет очень сложно. А вот у философского факультета, как мы услышали, «общага классная» — не коридорного, а секционного типа, душ на каждом этаже, что в итоге оказалось неправдой. Я переложила документы на философский, из четырех имеющихся специальностей наугад выбрала «Философию».  

А может, все-таки ирония судьбы сработала, и Елена интуитивно выбрала то, что ей так помогает сейчас?

— Философский факультет дал мне крепкую образовательную базу, она для меня отличная поддержка в моих направлениях деятельности. Например, в теме критического мышления — я провожу по ней тренинги последние четыре года. 

А еще учеба в университете шаг за шагом подсказала Елене то основное дело, которым она очень увлеклась:

— На первом курсе с нами работали кураторы, студенты-второкурсники. Собирали нас после пар, проводили различные психологические упражнения на коммуникацию, на снятие барьеров в общении. Я еще тогда подумала, мол, какая интересная деятельность, хочу тоже этому научиться. Оказалось, что в ТГУ работает Институт кураторов, там студентов учат техникам проведения тренингов, чтобы те помогали первокурсникам адаптироваться в вузе. Я пошла в этот институт сразу после первого курса, там состоялись мои первые шаги в тренерстве, в проведении тренингов.

Дальше — больше. После бакалавриата на философском окончила в 2014 году магистратуру на факультете психологии по специальности «Управление социальными и образовательными инновациями». Пять лет после этого работала с волонтерами в благотворительном фонде им. Алены Петровой, практики проведения тренингов и фасилитации там пригодились. Потом три года работала в томском Доме дружбы, объединяющем все национально-культурные автономии нашего региона:

— Занималась организацией культурно-массовых мероприятий. А в 2017 году ушла в «свободное плавание», во фрилансерство, почти полностью переключилась на фасилитацию. Также веду курсы в ТГУ «Подготовка и проведение тренингов». Еще раньше, сразу после окончания ТГУ, в моей жизни случилась встреча с Коллегией им. Теодора Хойсса (Theodor-Heuss-Kolleg). Это организация оказывает поддержку, в том числе образовательную, молодым людям, которые стремятся что-то изменить в окружающем их мире. Штаб ее расположен в Берлине, там же я проходила обучение, чтобы стать тренером по неформальному образованию. На семинарах участники получают возможность вместе со своими единомышленниками обсудить социально значимые темы, развить идеи первых собственных проектов. Базовые ценности этой Коллегии — развитие гражданского общества, осуществление проектов, направленных на это. 

В настоящее время, как говорит Елена, Коллегия как международный проект реализуется в разных странах. Ее выпускники есть во многих городах России:

— Несколько человек в Томске, в Красноярске, в Рязани, Питере, Перми, на Кавказе, в других регионах. В разное время мы учились в Берлине, выполняли в Коллегии примерно одинаковые проекты. И четыре года назад пришла идея: ведь у нас одни ценности, мы говорим на одном языке и с полуслова понимаем друг друга. Давайте объединяться! Так мы создали Ассоциацию российских тренеров, сокращённо АРТа. Реализуем на практике все те знания, в том числе по фасилитации, которые получили на обучении в Коллегии. Заказчиками выступают различные компании и учреждения в разных городах. 

Фасилитацию можно применять в различных сферах, базовый подход один, а вот методы работы с группами при этом различаются. Для бизнеса – одни, для образовательных организаций – иные. Сама Елена в последнее время все больше фокусируется на фасилитации в образовании:

— И хотя результаты такой работы чаще всего пролонгированные, отложенные, их нельзя увидеть сразу, мне нравятся цели, которые преследуют преподаватели, обращаясь к нам за помощью. Фасилитация помогает участникам семинаров понять, как выстроить образовательный процесс так, чтобы не просто передавать ученикам знания, теорию, а вырастить из них заинтересованных, вовлеченных в процесс, самонаправленных людей. Традиционный поход в образовании на это не срабатывает. 

Так что можно сказать, что фасилитаторы работают ради оптимального будущего, и ближайшего, и отдаленного. Например, в ноябре 2019 года Елена вместе с коллегой модерировала одну из площадок XVI Форума немецкой молодежи России в Москве. Ее участники придумывали прорывные проекты для развития немецкого молодежного объединения, а тренеры АРТы помогали им расширить границы собственного мышления. 

О своих немецких корнях Елена поначалу думала с неким флёром жертвенности. На это повлияла судьба ее бабушки по материнской линии:

—  Бабушке было лет восемь, когда ее отца, немца по национальности, арестовали в период репрессий. Ее мама практически сразу после этого заболела и умерла, а детей отправили в разные детские дома. Бабушка оказалась в Алтайском крае, там выросла, вышла замуж. С двумя своими сестрами встретилась, когда уже они все были взрослыми. Старшая сестра потом вместе с семьей переехала в Германию, так что у нас там немало родственников. Где-то внутри себя я чувствую боль от того, что так получилось с прадедами, в голове не укладывается, что судьбы, жизни людей так разрушались из-за происхождения. С бабушкой мы часто разговаривали про какие-то исторические моменты, затронувшие нашу семью, наверное, мне было важно разобраться с этими пластами, в которые жизнь замесила моих предков. И мне часто кажется, что те проекты, которые мы сейчас делаем, как раз направлены на развитие гражданского общества, диалога между людьми. И свою подспудную миссию в этом чувствую: чтобы гражданское общество, демократия в России развивались, люди были неравнодушными, активными гражданами. Если выбирать между тем, что ничего не делать или делать хоть что-то на своем локальном маленьком уровне, то я выбираю действие. Если это поможет хотя бы шестерым — десятерым людям, уже хорошо. Ксенофобии, вражды, стереотипного восприятия реальности в мире станет меньше.

 

Обращаем ваше внимание, что вы или ваши знакомые — молодые профи из числа РН — можете стать героем данной рубрики, а может и участником Академии #МолодыеПрофессионалыРН, которая состоится этой осенью! Чтобы оставить заявку, заполните google-форму: https://forms.gle/76vQy7X7yYrN13AR6