Моя семья — моё богатство

По рассказу моей бабушки Сысоевой Ирмы Иосифовны:

Сысоева Ирма Иосифовна

«Мои родители, Массон Иосиф Иосифович и Массон Ева Адамовна, жили в Поволжье, в деревне Деллер Саратовской области. Сейчас же эта деревня называется Берёзовка. Я в семье самая младшая была, поэтому в Поволжье я не жила тогда, но жили четверо моих братьев и сестра. Самый старший был Адам, он родился в 1929 году, за ним родился Иосиф в 1932 году, Фац (в нашей деревне его называли Банифаций, а потом он сменил имя и стал Борисом) в 1936 году, Оскар в 1940 году и сестра Фрида в 1938 году.

Как только началась война, всю нашу семью эвакуировали в Сибирь, в то время ссылка в Сибирь считалась каторгой. Это всё якобы для того, чтобы немцы не могли помогать Гитлеру. Масло, молоко, мука — всё флягами выливалось в колодец. С собой разрешено было взять только самое необходимое. Вот так, с одним только узелком с одеждой, на вагонах, в которых возят скот, моих родителей, братьев и сестру отправили в Сибирь.

По распределению моя семья попала в село Ольгино Чистоозерного района Новосибирской области. Помимо нашей семьи тут проживало еще две немецких семьи. Отца, Массона Иосифа Иосифовича, сразу забрали в трудармию в Свердловскую область. Первое время моя семья жила на съемной квартире, помимо них в этом доме жила еще одна семья — мать и шестеро детей, т.е. в доме стало жить 13 человек. Немного позже моя мама, Массон Ева Адамовна, с детьми переехала в старый заброшенный клуб. Зимой там было очень холодно, поэтому маме приходилось топить печку старыми крестами с кладбища. Но потом они переехали в собственный дом, где я и родилась в 1942 году.

Прабабушка и прадедушка Дарьи — Массон Ева Адамовна и Массон Иосиф Иосифович

Мама почти не знала русского языка, общаться с местными первое время было тяжело. Наша семья была под комендатурой: это значит, что к нам каждый месяц приезжала проверка, без разрешения нельзя было покидать деревню.

В семье всем приходилось работать. Мама была разнорабочей, весь день ее не было дома. Иногда ей платили картофельными обрезками, тогда нашей радости не было предела, потому что эти обрезки мы потом садили, из них вырастала картошка, а потом мама ночью копала эту картошку. Я тоже с 14 лет начала работать дояркой, в свинарнике тоже работала. Мой брат Адам был первым трактористом в колхозе.

Условия, в которых мы жили, были ужасными — мы не жили, а выживали. С едой и одеждой все было очень плохо. Есть было нечего, поэтому питались чем попало: сеном, травой-«калачиками», иногда мама варила суп из свекольной ботвы. Мы должны были по плану сдавать овощи, яйца и молоко, и вот когда мы отвозили молоко, всегда ждали, чтобы забрать обрат с молока. Но один раз в месяц нам разрешалось не сдавать молоко, чтобы сделать из него масло. Иногда мама перед работой пекла нам лепёшку, мы очень этому радовались. Одежды у нас практически не было. Мы с сестрой Фридой зимой ходили в школу без штанов, обмораживали пальцы и коленки. Братья тоже учились, лучше всех учился Фац (Борис), а мы немного послабее. Теплой одежды у нас не было, только одна старая фуфайка на 6 человек. Эту фуфайку мы подкладывали под голову перед сном по очереди: кто заснул, у того вытаскивают фуфайку и кладут себе, и так по кругу, кто последний засыпал, тот и спал на ней. Спали, где приходилось: на полу, на печке, постели у нас никакой не было.

Фрида Иосифовна (в центре)

Из игрушек у нас был только мяч и палки, которые мы найдем. Мы любили играть в лапту, больше развлечений особо не было, все старались больше работать. Жили мы тут по русским традициям, праздники отмечали русские.

Все мы выросли и разъехались, кто куда. Я окончила семь классов и осталась жить в Ольгино, Фрида уехала в Купинский район, в село Яркуль. Борис выучился в Колывани на агронома и жил в Усть-Тарке, Иосиф остался в Ольгино, всю жизнь работал скотником, Оскар работал скотником и бригадиром в Барабинске, а Адам работал у нас в деревне трактористом. У меня 5 детей, одна девочка умерла, у Фриды — двое, у Бориса — четверо (умер в 2016 году), у Оскара — семеро (умер в 2014 году), у Адама 7 детей (умер в возрасте 59 лет от астмы), у Иосифа 5 детей (умер в 2004 году). Отец родился 13 октября 1906 года и умер в 1978 году. Мама родилась 14 марта 1909 года и умерла в 1993 году. А в прошлом году и я осталась жить одна, мой муж, Сысоев Николай Павлович, умер 16 мая.

Бабушка Ирма со своими тремя детьми: Иван (слева снизу), Игорь и мама Дарьи — Людмила (сын Сергей отсутствует на фото)
Людмила со своим братом Игорем
Дедушка Дарьи — Сысоев Николай Павлович
Удостоверение к медали «Медаль материнства» Ирмы Иосифовны
Почетная грамота за добросовестный, долголетний и безупречный труд (единственная сохранившаяся грамота)
Свидетельство о рождении Ирмы Иосифовны, написанное от руки

*** Если вы хотите принять участие в акции, присылайте свою работу по адресу infojugendring@gmail.com. Все подробности — по ССЫЛКЕ.
По всем вопросам об акции обращайтесь к сотруднику Бюро НМО Марии Куликовой.