Елена Шлегель: Хочу, чтобы нас становилось больше
Говорят, что случайностей не бывает. Что у каждой случайности есть своя цель, у каждого случая есть свой смысл, ибо во всём есть перст судьбы. Была бы, например, фамилия Елены Шлегель иная, не на букву «ш», она могла бы попасть совсем на другую кафедру, к другому научному руководителю, не занялась бы своим любимым научно-исследовательским направлением. А в мире ученых-историков не появился бы еще один энтузиаст.
Впрочем, историком бы Елена стала, наверное, в любом случае:
— Мне еще в школе нравился этот предмет, да и предпочитала я больше гуманитарные дисциплины, они мне легко давались. И учитель по истории был замечательный, благодаря ему я еще больше полюбила это направление, к 11 классу точно знала, что хочу поступить на истфак.
Так оно и вышло. В 2012 году Елена стала студенткой Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. А вот дальше словно судьба вела ее к любимому на сегодняшний момент делу. На первом курсе студентов распределяли по кафедрам. И если вчерашним абитуриентам было понятно, что такое отечественная или всеобщая история, то что такое этнография и музееведение, мало кто понимал.
— Никого из нашей группы это название одной из кафедр не привлекало, направление казалось каким-то неперспективным. Я даже на плановую встречу с преподавателями этой кафедры не пошла, — вспоминает Елена.
Но часть студентов все-таки распределили на «непонятную» этнографию … по алфавиту. Тех, кто стоял в конце списка группы. Так Елена Шлегель оказалась на этой кафедре «под крылом» профессора, доктора исторических наук Татьяны Смирновой.
— Конечно, преподаватели кафедры поинтересовались, каким народом я бы хотела заниматься. — рассказывает Елена. — Я ответила, что было бы здорово исследовать российских немцев, ведь мой отец – немец. Так моим научным руководителем стала Татьяна Борисовна, именно она занималась социологическими процессами, происходящими в структуре разных национальностей в Сибири и в других регионах. Она выбрала мне конкретное направление – этноязыковые процессы в сообществе российских немцев, эту тему никто особо не изучал, особенно в ОмГУ. У исследователей был больше акцент на лингвистическую составляющую, действовала хорошая научная школа в Омском педагогическом университете, они занимались диалектами малых народов, ездили в экспедиции в отдаленные села и деревни, собирали материал, беседовали с носителями языка.
Под чутким руководством Татьяны Борисовны Елена стала изучать языковые процессы в среде российских немцев со стороны этнографии, а не лингвистики, написала по своим исследованиям курсовые и дипломную работы. Поступив далее в магистратуру в ОмГУ, Елена еще больше увлеклась научно-исследовательской деятельностью в этом направлении: участие в конференциях, в культурно-историческом семинаре почти каждый год с 2016.
— Татьяна Борисовна открыла мне эту сторону научного мира – знакомство и общение с единомышленниками, мне стало еще интереснее. В 2018 году я более тесно познакомилась с Институтом этнокультурного образования — BIZ, стала участвовать в их семинарах. В конце магистратуры съездила еще на проект обмена студентами «Летний университет», 3 недели мы провели в Баварии, погружались в немецкий язык, в незнакомую культуру.
Погружение в научно-исследовательскую деятельность обогатило Елену еще с одной стороны: происходящие события всё больше и больше влияли на ее этническую идентичность:
— Конечно, я всегда знала, что я немка по папиной линии. Но в детстве об этом не задумывалась, воспринимала как само собой разумеющееся и немецкие традиционные блюда, которые бабушка готовила, и празднование Пасхи два раза, и празднование Рождества, мы всегда дарили и получали подарки 25 декабря, а не 1 января. И зажжение свечей Адвента в преддверии Рождества. Бабушка постоянно читала молитвы перед едой, перед сном, отец учил с нами немецкий язык, сам его хорошо знал. Ну, и свою фамилию, конечно, я считала уникальной, необычной для русского языка, мне это нравилось. Но нам, детям, особо ничего не рассказывали про традиции и культуру предков-немцев. Папы не стало, когда мне было всего 9 лет, вместе с ним потихоньку уходила связь с родней в Германии. А вот студенческие годы, мое научное направление меня подтолкнули узнать больше об истории нашей семьи, о нюансах, связанных с жизнью российских немцев. По окончании магистратуры встал вопрос о месте работы, мне не хотелось уходить из этнографии в какую-то другую сферу. В это время как раз была создана должность менеджера по этнокультурной деятельности в Российско-немецком доме в г. Омске. Работа там заставила меня еще глубже погрузиться в темы семейных обрядов немцев, в традиции праздников, в культуру. Потому что мне как менеджеру нужно было все эти знания научно-популярно преподносить широкому кругу лиц.
И про историю немецкой ветви своей семьи Елена не забывала, осознание этнической идентификации и врожденное любопытство заставляли углубляться и в эту сферу познания:
— Правда, большую работу по составлению генеалогического древа провела другая наша бабушка, она живет в сибирском селе, работала в школе учителем немецкого языка. Она давно этим занялась, собирала материалы в архивах. Ту информации, которой не хватает, я постепенно узнаю у бабушки, которая в Германию уехала. Вообще наши предки попали из Германии в Россию после манифеста Екатерины II, по столыпинской аграрной реформе начала XX века. Прибыли в Поволжье из земли Гессен. Обосновались там, построили дома, возделывали пашни. Но при этом все это по наследству передавалось старшему сыну, а младшие были вынуждены со временем переселяться дальше, в том числе образовывать дочерние колонии в Сибири. Так в 1906 году несколько семей образовали поселение в селе Побочино Омской области. Оттуда мои предки – бабушка, папа там родился. Часть родни потом эмигрировала в Германию, папа не захотел начинать все сначала в другой стране. С родней в Германии, тетями и дядями мы постоянно общаемся, через них я у бабушки информацию выспрашиваю о нашей истории. Ездила к ним в 2018 году. По-хорошему надо сесть с диктофоном рядом с бабушкой и все подробности записать, она, правда, по-русски практически не говорит, а я по-немецки не так уж хорошо, через родню идет общение между нами. Я даже фамилию не поменяла, когда в 2019 году замуж вышла. Мужу объяснила, насколько мне важна этническая идентичность и что немало сделано мною уже в научных исследованиях под фамилией Шлегель, что так легче не потерять какую-то личную составляющую в российско-немецких проектах.
Елена рада тому, что жизнь дверь за дверью, поворот за поворотом открывает ей новые возможности в углублении научно-исследовательской темы. После полутора лет работы в Омском русско-немецком доме появилась вакансия в ОмГУ, Татьяна Борисовна пригласила Елену работать помощником проректора по учебной работе в Омском госуниверситете, а с сентября прошлого года еще преподавать на родной кафедре антропологию коренного населения Америки.
— И продолжить этнографические и антропологические исследования российских немцев больше возможностей стало. В прошлом году РФФИ поддержал грант Татьяны Смирновой, задача которого исследование этнической идентичности немцев на постсоветском пространстве, в России, Казахстане и Украине. Правда, прошлый год из-за противоэпидемических мер получился скупым на экспедиции, мы смогли передвигаться только по России. Начали с Азовского немецкого национального района, побывали на Алтае в селах. Общаемся со старожилами, записываем интервью, расспрашиваем о традициях, о быте. На этот год у нас запланированы поездки по Омской области, на Алтай и в Казахстан. В следующем году на очереди Украина, там сложнее работа будет продвигаться, наверное.
Параллельно Елена помогала Татьяне Борисовне вести еще один проект – социологический опрос российских немцев, своеобразную этническую перепись. Это проект программы поддержки российских немцев Международного союза немецкой культуры. Последний раз опрос проводился в 2009 году, обновление данных требуется каждые 10 лет:
— Вот мы во время экспедиций и заполняли анкеты, важно было делать это не онлайн, а в разговоре с человеком, такие данные достовернее и актуальнее. В предполагаемых ответах на 73 вопроса анкеты сконцентрированы всё, что показывает тенденции этнокультурного развития российских немцев – как меняются владение языком и разные культурные аспекты, отношение к миграции, влияние общественных организаций и так далее. Нами было собрано 1000 анкет.
Есть и третий проект, выполняемый во время экспедиций – сбор материала для виртуального музея российских немцев, информация о котором есть на сайте RusDeutsch, это ресурс об актуальных событиях в жизни сообщества российских немцев в России и за ее пределами. Для этого мы посещаем музеи в населенных пунктах по маршруту экспедиций, фотографируем и описываем экспонаты — аутентичные предметы быта, документы и другие свидетельства жизни российских немцев в разное время.
Большинство ближайших планов Елены связано, как сами догадываетесь, с работой, которой очень много в ее жизни:
— В 2020 году я еще в аспирантуру поступила в ОмГУ, хочу стать профессиональным референтом по этнографии и истории российских немцев. Несмотря на пессимистичные прогнозы в отношении того же немецкого языка в среде российских немцев, мол, он исчезает, я надеюсь, что ситуация с языком, а вместе с тем и с этнической идентичностью российских немцев изменится в лучшую сторону. Надеюсь, что это покажет уже будущая перепись населения, и что в 2021 году немцами на территории РФ себя посчитают не 390 тысяч, а хотя бы 450. Это не беспочвенные мысли, я вижу, что различными организациями ведется огромная работа, в том числе и по популяризации немецкого языка. Когда ты действуешь внутри этого процесса, отдаешь этому душу, то веришь: все, что делается, — не зря, это даст свои плоды, и этническая идентичность у немцев заиграет новыми красками. Как у меня когда-то благодаря погружению в выбранное научное направление и благодаря помощи многих людей.
Обращаем ваше внимание, что вы или ваши знакомые — молодые профи из числа РН — можете стать героем данной рубрики, а может и участником Академии #МолодыеПрофессионалыРН, которая состоится этой осенью! Чтобы оставить заявку, заполните google-форму: https://forms.gle/76vQy7X7yYrN13AR6