Наши в списке «Forbes»: Максим Мольдерф
Спокойно, это не про миллиардеров! Хотя потенциал огромный! Знакомьтесь: Максим Мольдерф – номинант рейтинга Forbes «30 самых перспективных россиян до 30 лет в категории «Финансы и инвестиции».
Как он туда попал? Начал работать на финансовом рынке еще в 16, окончил финансовый университет с отличием и сделал много невероятного. Например, создал Молодежную финансовую лигу – так у молодых финансистов страны появилась своя мощная организация и площадка для проектов. В НПФ «Газфонд пенсионные накопления» с нуля создал и выстроил работу отдела стратегического развития. А еще он – тьютор финансовой грамотности Минфина РФ, то есть понятным языком может рассказать, как не жить «от спипешки до стипешки», а, например, накопить на что-нибудь важное и составить финансовый план (даже школьнику!).
Мы поговорили с Максимом и узнали, как он заработал первые деньги, какой герой заразил его интересом к чтению книг больше, чем вся школьная литература, откуда его страсть к фехтованию, и с кем из великих финансистов он попил бы чаю.
– Среди ваших фотографий в Инстаграм не нашла ни одной, где бы вы не улыбались широко. Вы неисправимый оптимист? И что помогает им быть?
– Улыбка сопутствует мне с детства. И у многих, к моему удивлению, она часто вызывала недоумение, поскольку люди привыкли быть более угрюмыми. Я же стараюсь смотреть на мир позитивно и искренне радуюсь хорошим людям вокруг.
– Вы работаете начальником отдела стратегического развития НПФ «ГАЗФОНД пенсионные накопления». А если объяснить простыми словами, чем вы занимаетесь?
– Я работаю с топ-менеджментом и помогаю представить сложный бизнес в понятных цифрах. Также я слежу за тем, чтобы мы были экономически эффективны и нахожу новые точки роста.
– На одном фото в Инстаграм на фоне бабусек Васи Ложкина вы в шутку написали: «Когда говоришь, что работаешь в пенсионном фонде». Правда, интересно – как реагируют люди? Удивляются, спрашивают ли – «Где ты, а где НПФ»? И как вы им объясняете этот феномен?
– Действительно, не все сразу понимают, о чем идет речь. Ведь все знают, что такое банк, но мало кто знает о работе УК, НПФ, брокеров и т.д. Тем не менее, НПФ – это существенная часть финансового рынка, уступающая по объему только банковским вкладам и имеющая большой потенциал для развития.
– После номинации «Форбс» было ли ощущение, что планка задралась высоко, и теперь «надо оправдывать ожидания», а не просто жить так, как хочется?
– Вы правы, ведь такое ощущение действительно есть. И я стараюсь с ним бороться, ведь сейчас мне хочется найти новое применение своим способностям.
— Какое ваше достижение в жизни считаете самым важным? Почему?
– На каждом этапе жизни были свои самые важные достижения, я не могу и не хочу выделять какое-то одно. На текущем этапе мое самое большое достижение — моя семья и её благополучие.
– Есть стереотип, что финансовый рынок в России – незрелый, высокорисковый, отсутствует культура инвестирования, так ли это? Что нужно сделать для того, чтобы ситуация поменялась?
– Наш финансовый рынок очень молодой: надо помнить о том, что и рыночная экономика в России сложилась не так давно по историческим меркам. Нужно больше времени, чтобы сформировалась культура инвестирования у нескольких поколений, укрепились финансовые институты и забылись сильные кризисы, присущие ранним этапам становления рынка.
– Когда и как вы заработали свои первые деньги? И на что потратили?
– Я получил свою первую зарплату, когда еще учился в 10 классе. Тогда после школьной олимпиады меня пригласили работать в образовательный проект – виртуальную биржу, имитирующую торги на реальном фондовом рынке. Первые деньги я потратил на подарки родным, и в первую очередь маме: помню, зашел в историческое здание магазина «Чай-кофе на Мясницкой» и купил для неё набор какого-то вкусного чая и кофе. Быть благодарным – очень правильно.
— Вы говорили, что в детстве выигрывали олимпиады из-за нестандартного мышления, а в чем была эта нестандартность? И откуда она взялась? Книжки, и т.д? Или это врождённое?
– Могу привести пример, благодаря которому я и пошел работать в 15 лет: участвуя в городском школьном конкурсе по торговле на виртуальной бирже, я заметил, что в системе происходят странные вещи. Ценообразование было «поломано», не определялось рыночным путем, а часть участников имели заоблачные доходности. Я постарался разобраться в причине происходящего, изучил принцип работы реальных бирж, где таких проблем нет, и написал организаторам большое письмо с предложениями по исправлению сложившейся ситуации. Благодаря этому меня и заметили. Откуда это? Наверное, от моего папы: мы с детства решали с ним сложные логические задачи. А еще он умеет находить нестандартные решения в любой жизненной ситуации.
– И кстати, какие книги читали в детстве? может быть, был любимый герой? Что читаете сейчас, есть ли вообще на это время?
– Большое внимание я уделял научной фантастике и фэнтэзи. А в детстве мне нравились книги о Гарри Поттере – они привили мне интерес к книгам больше, чем школьная литература. Сейчас я все чаще читаю классику мировой литературы и бизнес-книги из нашей корпоративной библиотеки.
– С кем из великих финансистов вы хотели бы пообщаться?
– Большой интерес у меня вызывают видные реформаторы, новаторы своего времени. Из их числа мне, наверное, было бы интересно пообщаться с Петром Столыпиным.
— На фото вы часто в разных спортивных жанрах: прыжки, стрельба, фехтование. Что это для вас? Проверка себя на прочность? Что еще хочется из подобного попробовать?
– Чаще всего это были сюрпризы от друзей и коллег, желающих подарить мне новые впечатления. Другое дело – фехтование. Это результат долгого поиска спорта, который мне понравится: помимо физического развития, здесь много умственной работы во время взаимодействия с соперниками.
– У вас очень красивая и необычная фамилия. Люди интересуются, откуда такая?
– Да, и достаточно часто. Я отвечаю, что это немецкая фамилия, образованная от двух немецких слов: «Mühle» (мельница) и «Dorf» (деревня). Отец говорил мне, что фамилия обозначает принадлежность к деревенским мельникам.
– Есть ли у вас интерес к своим немецким корням? Давно он появился? Как проявляется?
— Пару лет назад мне удалось связаться с моим родственником, который восстановил историю эмиграции Мольдерфов из Германии на территорию современной Украины. Еще больший интерес у меня возник, когда я узнал о сообществе молодых российских немцев от Евгения Вагнера, его руководителя. В общем, мне еще предстоит узнать о своих корнях больше – пока что я не успел уделить этому достаточно времени.
— Что для вас означает быть российским немцем?
– Мне приятно осознавать свою причастность к определенной социальной группе, знать больше об истории происхождения своей фамилии, а также узнавать в себе ряд позитивных качеств, доставшихся по немецкой линии.
Беседовала Анна Ярославцева