Прялочка

Эта прялочка живёт уже более 70 лет в нашей семье поволжских немцев. Хозяйка прялочки, фрау Анна, получила её в подарок от односельчанина, мастера по дереву, старика Александра Гардта, который смастерил её на спецпоселении в Башкирии в далёкие трудные послевоенные годы. У прялочки на самом видном месте имеется красивая монограмма AG, в честь мастера, Александра Гардта, и в честь хозяйки, Анны Гааг! Это интересное и чудесное совпадение.

Хозяйки и старика, который смастерил эту великолепную лёгкую прялочку, уже давно нет на белом свете, хотя прялочка по-прежнему могла бы им ещё послужить, но теперь другие времена и люди не нуждаются в самодельной пряже… Поэтому прялочка осталась без дела, стоит в укромном местечке, в чулане и, возможно, вспоминает о прежней весёлой и подвижной жизни, когда в доме с утра бывало шумно, весело и людно, а по дому разносились запахи свежего кофе или какао, пахло печёными пышными креблями с ванилином и другими ароматами немецкой кухни… Детишки бегали, играли и, подходя к бабушкиной прялочке, крутили колесо, нажимали на педаль, старались завести её, но спутывали нити, а бабушка Анна бывала всегда недовольна этим и ворчала на детей.

1947 года наша семья на спецпоселении в Башкирии, г. Октябрьский, после смерти отца: мама с детьми, я на коленях у мамы и сестра Екатерина (в центре) с подругами – трудармейцами, которые строили наш молодой город нефтяников с 1942 года.

Теперь прялочка осталась без дела… Иногда её вывозят в «свет» – на выставки, и ею любуются любопытные зрители, как на предмет из прошлого века, а наследница хозяйки (тоже Анна) рассказывает об истории этой замечательной прялочки, показывает, как из простой овечьей шерсти получаются нити и какие тёплые кофты, варежки, шапочки и носки можно связать из этой пряжи.

На городских выставках наша замечательная, необычная, маленькая и лёгкая немецкая прялочка отличается от больших прялок других народов и нравится посетителям, на неё обращают внимание.

У нас прялочка сохранилась, потому что она является историей нашего рода и семьи, историей, которая связана с историей всех российских немцев. Ещё прялочка напрямую связана с такими особенностями характера нашего народа как трудолюбие, аккуратность, бережливость, сострадание и память.

В память о мастере дяде Сандре и бабушке Анне Христиановне, её дочь сложила это простое стихотворение и читает его, демонстрируя прялочку.

Стихотворение написано мной давно, в надежде сохранить крупицу истории нашей семьи и эту замечательную прялочку (хотя бы в стихах) для внуков и правнуков… 

Прялочка

Крутись, вертись, прялочка —
Резное колесо,
Поведай нам, жужжалочка,
Чья ты и сделал кто!

Такую чудо-прялку
Не просто сотворить,
Здесь душу и смекалку
Надобно вложить…

И выточить, и склеить,
Измерить, рассчитать…
Где мастер, что сумеет
Такое вновь создать?

Простой кустарь-умелец,
Что по соседству жил,
Гардт дядя Сандр, немец,
Ту прялку смастерил!

Порой, по воскресениям
К нам в гости приходил
И маме в День рождения
Он прялку подарил.

Под звуки этой прялочки
Я в детстве засыпала,
Мне снились игры-салочки,
Во сне росла, летала…

А повзрослев, как мама,
Сама на прялке пряла
И деткам вечерами
Варежки вязала…

Полвека пролетело,
Смотрю я не неё,
Как сохранить сумела
Родимых рук тепло?

Иные нынче нравы,
Другие времена,
Что делать с прялкой, право,
Теперь не знаю я…

И всё же, вспомнив детство,
Я прялку снаряжу,
И про своё наследство
Внучатам расскажу…

Наследница прялки Анна Андреевна Гааг показывает детям, как получается нить

Мамин шарф

Эта бесценная реликвия нашей семьи принадлежала маме – Анне Христиановне. Драгоценный широкий шарф живёт в нашем доме уже много-много лет и выглядит так, как будто его только вчера связали. Ему около или более 100 лет… Даже в тяжёлые военные годы, в годы репрессий и голода, когда люди меняли вещи на хлеб, мама сумела сохранить эту дорогую для сердца вещь. Носила мама шарф редко, только в особых торжественных или праздничных случаях и выглядела в этом наряде строго и даже царственно!

Несмотря на солидный возраст, шарф, хоть и чёрный, но шикарный, яркий, блестящий! И прочный: ни одна петелька не распустилась на нем, что свидетельствует об искусной и качественной работе немецких рукодельниц Поволжья… Такие произведения являются настоящим искусством.

Тётя Эмилия с верующими на Рождество (1950-1952 гг.)

Мамин шарф

Полюбуйтесь-ка, внучата,
Шарф какой большой, богатый!
Его чудо-мастерица
Вывязала не на спицах,
Кружевные завитушки
Помогли сплести коклюшки –
Это палочки такие,
С двух концов они резные.
Нитей шёлковых мотки:
Не малы, не велики,
На коклюшки намотай
И работай, успевай.
Здесь и мягкий валик нужен –
Нити закрепить потуже,
Руки ловкие, сноровка …
Потрудился – и обновка!
Надевают кружева
В дни большого торжества.

Анна Гааг, г. Октябрьский, Республика Башкортостан