Ольга Жучкова: «Просто – жить и радоваться!»
Театральное будущее Ольге предсказала бабушка Энна. Она сама любила петь, и голос был шикарный, а мама бабушки, прабабушка Юлия, солировала когда-то в церковном хоре, внучка тоже переняла генетически эти способности по отцовской, немецкой ветви семьи. «Артистка ты у нас, Оленька!» – говорила бабушка, любуясь, как двухлетняя любимица декламирует наизусть сказку про Красную Шапочку.
– Любимой песней в детстве почему-то была «Ах, черёмуха белая, сколько бед ты наделала», – смеётся Ольга. – Я рано начала говорить, быстро все запоминала, любила стихи рассказывать. В общем, после окончания школы у меня других мыслей и не было, куда поступать, настолько бабушкина похвала «артистке» в голове засела. Правда, эта профессия у меня ассоциировалась с увиденным в кино и в телевизоре, профессиональный театр мне был совершенно незнаком. Не было в нашем посёлке Приятельский Алейского района Алтайского края кружков театральных. И я поехала в Барнаул, на подготовительные курсы Алтайской государственной академии культуры и искусств. Наш преподаватель Геннадий Старков предупредил, что на вступительных экзаменах хорошо бы чем-то удивить, сделать что-то такое, чего от тебя никто не ожидает. Думала я, думала, в итоге спела «Вдоль по Питерской», да так, что вся Академия слышала, спрашивали потом, кто это там голосил на все здание. Спасибо бабушке за мои голосовые связки. «Надо брать!» – сказал приемной комиссии, выслушав меня, известный российский актер Валерий Золотухин.
Да, да, Ольге повезло, абитуриентов в тот год в составе комиссии набирал уроженец Алтайского края Золотухин, ставший для этого первого курса художественным руководителем. Это получилось для новобранцев Мельпомены отличным сюрпризом. Валерий Сергеевич был худруком не на словах, а на деле, часто приезжал в Барнаул, общался со студентами, обсуждал важные профессиональные моменты, привозил записи постановок, вывозил их всем курсом в театр на Таганке для просмотра спектаклей.
– В итоге мы видели, слышали и получили профессионально больше, чем другие курсы, поняли это позже, конечно.
Своей первой студенческой победой Ольга считает поездку в столицу в составе краевой делегации на «Дни Алтая в Москве». С Академии тогда выбрали трех студентов, которые под аккомпанемент оркестра «Сибирь» декламировали произведения про красоты родного края.
– Наверное, помогло то, что я много работала на первом курсе. Надо же было бабушкино напутствие исполнять, становиться хорошей актрисой. Правда, были и минусы во время обучения, наставники мне один комплекс привили, преподаватели говорили, что роли главных героинь – это не мое. После окончания Академии мы всем курсом остались в ТЮЗе на четыре года. Это был крутой период. Работали с Митей Егоровым, питерским режиссером, много спектаклей ставили, ездили на конкурс «Маска» с «Прощанием славянки». В 2013 году не стало Валерия Сергеевича, в 2014 году уволили нашего директора, поменялось руководство, и сокурсники по разным причинам разъехались кто куда.
Ольга осталась в театре, её все устраивало. И даже комплекс про «ты – не героиня» удалось преодолеть. С помощью режиссера из Новосибирска Анны Зуевой, которая выбрала Ольгу на роль Катерины в постановке пьесы Островского «Гроза».
– Это тоже в списке моих побед и моя любимая роль, играю ее уже пятый год. Другая любимая роль – сестра Женя с коварным по-женски характером из пьесы «Валентин и Валентина.
Сейчас у Ольги, как она признается, непростой профессиональный период: репертуар в театре небогатый, а сама она после двух декретных отпусков чувствует в себе, с одной стороны, большой нереализованный потенциал, с другой стороны, неясность, в каком направлении двигаться:
– Это у меня, наверное, тоже наследие немецкой семейной ветви – стремление к порядку и в быту, и в жизни. К максимализму, который мне иногда мешает: пока поставленной планки не достигну, не успокоюсь, а все, что ниже, заслугами не считаю. Хочется развиваться дальше – как личности, как актрисе, как режиссеру. Я даже магистратуру окончила по специальности «Государственное и муниципальное управление». Было сложно 2,5 года без отрыва от работы и семьи с двумя малышами. Но было интересно, это иной, нежели театральное искусство, мир. И полученные знания наверняка скоро пригодятся, я и сейчас их использую. А еще второй диплом показал мне, что я хорошо обучаюсь новому, чему-то кардинально другому, нежели моя профессия.
Трудолюбие – это у Ольги тоже от бабушки Энны и от прабабушки Юлии. Ольга вообще с ними очень тесную связь чувствует, даже после того, как их не стало. Прабабушка до 93 дожила, умерла недавно, а бабушка ушла из этой жизни еще раньше, когда Оля еще в школе училась.
– Бабули меня многому научили – вышивать, вязать. Помню запах шерсти, они сами пряли пряжу, а коврики, вязанные из тканевых лент, я даже в спектакле использовала. Много рассказывали мне про историю семьи, нелегкая судьбы у них выдалась. Про ранний период переселения с немецких земель я мало знаю. Они вроде бы с Пруссии выехали, в Поволжье обустроились, в Саратовской области, село Швед. Занимались земледелием, у них был свой сад, огород, домашний скот. Девичья фамилия бабушки – Альтергот. Потом депортация в поселок Приятельский, где я родилась потом. Прабабушка с 1942 года отсидела 6 лет в тюрьме – за то, что не смогла заплатить налог в колхоз, а прадеда Андрея в 1942 году забрали в трудармию в город Котлас Архангельской области и больше семья его не видела. Хочу разыскать его следы в архивах все-таки. Пока прабабушка в тюрьме сидела, их дочки одни в деревне остались, старшей было 5 лет, младшей, моей бабушке – 1,5 годика. Старшая очень сестренку любила, боялась, что их разлучат, отправят в разные детские дома, поэтому, когда в деревню приезжали инспекторы для проверки ссыльных, она с малышкой убегала, отсиживалась в кустах весь день.
Рассказанное бабушками прочно засело в душе у Ольги, ей давно хотелось как-то высказаться, облачить эту семейную боль во что-то светлое. И это получилось: Ольга подала заявку на стипендию Союза театральных деятелей, и, получив одобрение, приступила к работе над спектакле. Ее работа была признана лучшей на фестивале самостоятельных работ «Рождение замысла». Она создала проект моноспектакля «Святая Юлия», стала в нем и автором, и исполнителем, и режиссером. Спектакль – монолог о прабабушке, история ее жизни, о ее ценностях, мудрости и оптимизме. Кстати, первый раз историю прабабушки Юлии Ольга рассказала в статье в 2006 году к ее 90-летию, когда оканчивала школу. Ее опубликовали в местной алейской газете. А потом вот созрела на целый спектакль.
– Я очень рада, что наконец-то сделала это. Рассказала это как могла, со сцены, и на зрителей это произвело большое впечатление. Причем это были люди, не знающие историю российских немцев, не интересующиеся этой темой. Но они подходили ко мне после спектакля, говорили: «Так здорово, что вы погружены в историю семьи. А я вот не знаю ничего даже о бабушках-дедушках, откуда они, и спросить уже не у кого». И я поняла, что эта работа не зря была сделана, она важна не только для меня. Потом в этом убедилась еще раз. Когда приняла участие в мероприятии, организованным нашим местным Российско-немецким домом, и мой моноспектакль смотрели уже люди, причастные к этой теме, и я видела эту боль в их глазах. Там у кого ни спроси, в семье такие же истории произошли. Потом вышло так, что я приняла участие в игровой читке «Полынная елка» по повести Ольги Колпаковой. Помню, сказала тогда режиссеру Полине Захаровой: «Ты понимаешь, это же история моей прабабушки! Некоторые места просто дословно. Что ходили босые, что одна фуфайка и одни валенки на всю семью. Что грели ноги в экскрементах свиней или овец, потому что другого способа не было». Меня после этого спектакля такое чувство общности, что ли, переполняло. И когда я свой моноспектакль исполняла, тоже эмоции переполняли, я понимала, что зрители со мной заодно.
Спектакль «Святая Юлия» помог Ольге познакомиться с движением российских немцев, до этого она даже не знала, что в Барнауле есть такие этнические организации.
– Теперь хочу и немецкий язык в Российско-немецком доме учить. У нас много общего с ребятами из этого сообщества, я до знакомства с ними словно потерянная была, а тут будто в семью попала. Думаю, новые знакомства помогут мне и свой потенциал реализовывать шире.
Это одна из жизненных целей Ольги на сегодня – самореализация.
– Все остальное у меня есть: муж, который меня поддерживает во всем, талантливые дети, которые радуют нас каждый день, мои родители, они в нашем поселке Приятельский так и живут, другая родня, в том числе и те, кто в Германию уехал. Это все – мое богатство, которое я очень ценю. И мои бабули, присутствие которых рядом я часто ощущаю. Они словно говорят мне каждый день мой девиз про мою главную ежедневную задачу – жить и наслаждаться, жить и радоваться, благодарить саму жизнь. Это и просто, и очень непросто одновременно.
Обращаем ваше внимание, что вы или ваши знакомые — молодые профи из числа РН — можете стать героем данной рубрики, а может и участником Академии #МолодыеПрофессионалыРН, которая состоится этой осенью! Чтобы оставить заявку, заполните google-форму: https://forms.gle/76vQy7X7yYrN13AR6