Александр Беккер: «Моя главная тема — жизнь»
В 2012 году первый ученик Александра сдал свой экзамен в Германии на уровень С1, то есть показал профессиональное владение языком. С тех пор более 400 человек научились не только говорить, читать и писать, но и думать по-немецки благодаря авторскому курсу Александра и языковой онлайн-школе «Die Erste», которую он открыл вместе с коллегами.
– Никогда не планировал работать учителем, преподавателем, – признается калининградец Александр. – Но жизнь рассудила мои желания по-своему, получилось так, что именно на поприще преподавания я добился серьезных успехов.
Тем не менее специальность после школы Александр выбрал именно преподавательскую, окончил Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта.
– Не из-за любви к учительству, а из-за немецкого языка, из-за немецких корней, наверное. Отец любил немецкую культуру, хотя языка его поколение уже не знало. Прадед говорил по-немецки, а дед и отец – нет. Подробности переселения предков из немецких земель в Россию я не знаю. Их история похожа, наверное, на тысячи других из жизни российских немцев. В Поволжье попали после исторического указа Екатерины II, жили там, не тужили, пока их в начале войны, в августе 1941 года не депортировали в Кемеровскую область.
Когда появилась возможность, родственники Александра по отцовской линии уехали в Германию в 1990-х годах, а семья Беккер решила сделать это поэтапно. Сначала из города Прокопьевск Кемеровской области переехали в Калининград в 1994 году, поближе к Европе. Мол, посмотрим, что получится, понравится или нет, а там и до Берлина недалеко.
– В итоге в Калининграде все сложилось хорошо, а пока родители раздумывали, правила переезда в Германию усложнили. В общем, остались мы здесь. Но отец всегда хотел, чтобы я вернулся к историческим корням хотя бы на уровне знания немецкого. Оплачивал репетиторов, меня отдали в специализированную школу с углубленным изучением языка. К тому же многие школы Калининграда имеют программы обмена с Германией. С 7 по 11 класс я один раз в год, а то и два раза, ездил в разные немецкие города, жил неделю в семье. Наверное, побывал в большем количестве немецких городов, чем в российских. Правда, первые два года мне было трудно, потому что отец заставлял изучать немецкий, жестко контролировал процесс, а я не испытывал энтузиазма, мне было всего 10 лет и немецкий давался очень сложно. Но потом, когда первый языковой барьер был сломлен, мне это стало нравиться, в итоге я лучше всех говорил из нашей группы по обмену. Заинтересовался, как и отец, немецкой культурой, стал слушать песни немецких групп. И уже лет с 13-ти я точно знал, что моя профессиональная жизнь будет каким-то образом связана с немецкими культурой и языком.
Получив диплом преподавателя немецкого языка, Александр даже не думал о том, чтобы работать учителем в школе. Во время учебы в университете подрабатывал переводчиком и репетиторством с детьми. Такая работа приносила и удовольствие, и хороший заработок. Но после окончания вуза остаться переводчиком, как планировал Александр, не получилось. И спустя какое-то время ему как репетитору позвонили… из школы, предложили поработать учителем немецкого.
– Договорились о более-менее нормальном соотношении рабочих часов и зарплаты. Я подумал тогда – почему бы нет? Надо в любом случае не стоять на месте, развиваться, приобретать новый опыт. Два года работал в школе и параллельно набирал учеников на индивидуальные занятия. В принципе, в школе было неплохо, но вся эта волокита с заполнением разных «бумажек» мне не нравилась, хотелось больше творчества и практики, а не вот этого. Поэтому репетиторство было в приоритете. И когда количество учеников стало увеличиваться, я ушел из школы. Сарафанное радио срабатывало, были периоды, когда я по 10 уроков в день вел, ездил по всему Калининграду к ученикам на дом.
В какой-то момент творческое начало снова взяло верх:
– Я подумал, раз нет ни одного учебника немецкого, который бы меня полностью устраивал, придется писать свой курс! Применяя свой опыт изучения языка в Германии и России и реализуя собственные наработки, я начал работать над полноценной программой по изучению языка. Каждый новый урок я сразу проверял на практике со своими учениками и спустя несколько лет начал вести свой YouTube-канал с уроками немецкого. На данный момент каналу уже 6 лет, конечно, по началу развитие шло медленно, но в этом году число подписчиков перевалило уже далеко за 100 тысяч. Это очень важное достижение для меня!
А секрет такого успеха, как всегда, прост. Лучше всего его раскрывает один из отзывов от благодарной ученицы Александра: «Купили с мужем ваш полный курс немецкого. Очень понятно, лаконично, интересно преподаете, круто систематизировали материал, это не обучение, а сплошное удовольствие и языковой экстаз. До этого я занималась с репетитором, подписана на всевозможные страницы в Instagram, покупали другие курсы. Везде были свои плюсы и минусы, но полного понимания после прохождения темы не было. Лишь постоянные вопросы – а это откуда? А это что? А ваши уроки шикарно составлены, знания нанизываются как бусины на нитку. Очень вам благодарна, у вас определенно талант преподавателя!».
Несмотря на достигнутые рубежи, Александр на лаврах не почивает, продолжает улучшать свой курс, а его онлайн-учениками становятся желающие говорить по-немецки из разных стран – США, Швейцария, Германия:
– В основном это те, кто переехал в немецкоговорящие страны, и им нужно хорошо освоить язык. Например, девушки из России, Беларуси, Украины выходят замуж за иностранца. Или наши соотечественники уезжают работать и жить за рубеж целыми семьями. В будущем думаю к YouTube-каналу и онлайн-школе добавить вебинары, наверное, это будет следующим шагом. Пока работы хватает, в первые годы создания канала я вообще работал без передышки, еле успевал высыпаться. Но если любишь свое дело и имеешь перед собой четкую цель, такие нагрузки переносятся легче. И, наверное, передавшиеся мне отцовские качества характера помогли – чисто немецкая пунктуальность, работоспособность, высокая требовательность к себе. Мама моя русская, ее совет тоже всегда помогает мне преодолевать трудности. Еще в детстве она мне всегда говорила: «Борись, пробуй снова и снова, и тогда у тебя все обязательно получится!». Я и ученикам теперь говорю – если ты хочешь чего-то по-настоящему, ты всегда этого добьёшься, главное – бороться, работать, никогда не сдаваться. И конечно, за эти годы я понял, что для преподавателя надо любить свое дело и быть в нем профи. Это вдохновляет учеников, дает им дополнительную мотивацию. А еще надо постоянно двигаться вперед, интересоваться новинками, опытом коллег, брать все лучшее на заметку. И уметь грамотно, понятно доносить информацию до учеников.
Самого Александра совершенствоваться вдохновляет по-прежнему высокий интерес к немецкой культуре – литературе, музыке разных направлений, от классики до панк-рока:
– Когда я читаю немецких писателей в оригинале, слушаю песни своих любимых групп, мне это доставляет настолько большое удовольствие, что хочется донести это до всех вокруг, популяризировать немецкий язык не только в России, но и во всем мире. Для меня это своего рода сверхзадача: чтобы как можно больше людей узнали, что есть такая классная страна с классными музыкантами, с классными писателями, архитекторами и так далее. Музыка вообще суперважная часть моей жизни, я почти всё делаю под музыку, и любимых групп у меня не десять, а больше сотни. Сегодня, например, могу под настроение джаз послушать, завтра – французский шансон, а послезавтра – уже немецкий рок.
Несмотря на нынешний успех в профессии, Александр не теряет надежды воплотить в жизнь и другую свою мечту – стать писателем:
– Частично я ее реализовал, написал два романа, но на данный момент все ценят меня именно как преподавателя – ждут новых видеоуроков, курсов, поэтому все силы приходится вкладывать в канал. А к написанию прозы я планирую вернуться позже.
Романы Александра частично автобиографичны, они о сегодняшнем времени, о любви, о дружбе, о предательстве. В 2014 году книга начинающего автора «Королевские ворота» привлекла внимание Гёте-института, он организовал поездку Александра в Саратов, где он выступил на встрече с читателями в Немецком культурно-информационном центре Областной универсальной научной библиотеки. Как анонсировали тогда организаторы, «творческой манере А. Беккера свойственна обострённая поколенческая наблюдательность. Он пишет от лица типического представителя нашего времени, а именно, своего поколения двадцатилетних. Главный герой Беккера и автобиографичен, и типичен одновременно. Это молодой человек, формирование которого выпало на нелёгкие нулевые. Романы А. Беккера несут в себе в первую очередь прямое влияние стилевой манеры Ремарка. Его героя характеризует «резкий, отчуждённый ум», гордость, чувство собственного достоинства. Сам Александр заявляет: «Моя главная тема – жизнь. Со всеми её противоречиями, с безумными радостями и бесконечным горем, с бессмысленностью и рутиной. Но главное – с музыкой. Ведь без нее жизнь была бы ошибкой…».
Возможно, и эта мечта – стать таким же известным писателем, каким он сейчас является преподавателем немецкого языка во Всемирной Сети, воплотится в жизни Александра в полной мере.
– Хорошо, что на это у меня еще есть время, ведь писателем можно «выстрелить» и в 50 лет. Я вот волейболистом хотел одно время стать, но начал заниматься этим видом спорта слишком поздно, теперь это мое главное хобби, играю почти все свободное время. С пяти до пятнадцати лет занимался боевыми искусствами, но это скорее желание отца было, а не моё. Поэтому в 15 лет я сказал «стоп» и пошел на волейбол, который сразу стал играть в жизни большую роль. До сих пор иногда переживаю, что начал заниматься им слишком поздно, и больших успехов уже не добиться. Ничего другого я бы, наверное, в своей жизни не стал менять. А больше всего мне нравится, что я делаю значимое дело для большого количества людей. Об этом говорят тысячи положительных комментариев под роликами на YouTube-канале. С точки зрения позитивного влияния на мир это, наверное, мое самое большое достижение.
Обращаем ваше внимание, что вы или ваши знакомые — молодые профи из числа РН — можете стать героем данной рубрики! Чтобы оставить заявку, заполните google-форму: https://forms.gle/76vQy7X7yYrN13AR6