Проект «Путь в НКО. Методичка» является стал развитием одного из реализованных ранее проектов НМО по созданию настольной игры «Путь в НКО: от активиста к эксперту». Игра – это авторская разработка с уникальной игровой механикой, призванная познакомить участников с многообразием ресурсов и возможностей в некоммерческом секторе. В связи увеличением количества людей, знакомых с игрой, и с возникшим запросом на обучение, команда проекта приняла решение о доработке игры, создании методического ресурса и подготовке команды игротехников в разных регионах России. В процесс доработки были вовлечены методисты и эксперты, имеющие опыт в некоммерческой сфере; также была проведена дизайнерская работа по обновлению игровых элементов, оформлению методических материалов.

Алексей Арбузов, автор игры, управляющий партнёр экспертного бюро «Сообщество», эксперт образовательных программ Общественной палаты Российской Федерации: «Игра создавалась как автобиография, поскольку мне пришлось пройти путь от обычного активиста из маленького города до члена Общественной палаты Российской Федерации и сегодня уже эксперта многих федеральных площадок. Самое удивительное, что в игре я вижу, как участники используют стратегию из реальной жизни со всеми преимуществами и недостатками. Но в игре это легче увидеть, чем в жизни, задуматься о том, что стоит поменять, чтобы стать эффективнее и достичь новых высот. Для меня это означает лишь одно – каждый игрок меняется, становится эффективнее и в конечном итоге сможет сделать больше для развития гражданского общества в России».

С 25 по 28 ноября 2021 года в Культурно-деловом центре «Русско-немецкий дом города Москвы» состоялась очная встреча проекта. Её цель – подготовка игротехников – ведущих, которые могут проводить игровые сессии в регионах и консультировать других желающих использовать игру в своей деятельности. География участников обширна: познакомиться с игрой поближе и стать профи по части её проведения собрались представители общественных организаций из Красноярска, Томска, Новосибирска, Мурманска, Самары, Сыктывкара, Невинномысска, Оренбурга, Челябинска и других городов.

В ходе трёхдневного воркшопа участники познавали всё необходимое для успешной работы с игрой: погрузились в тему «Как быть ведущим», говорили о групповой динамике, на практических кейсах учились решать сложные ситуации в группе; погрузились в игровой процесс, используя обновлённую версию игры «Путь в НКО: от активиста к эксперту 2.0», знакомились с тонкостями игры, пробовали себя в роли ведущих и даже предлагали варианты развития игры.

Впечатлениями от встречи поделились участники и ведущие:

Дарья Зинковская, директор «Института социально-креативного развития актива», г. Невинномысск: «Молодые лидеры, развиваясь и самореализуясь в гражданском обществе, порой не понимают, как они вовлекаются в некоммерческую сферу и даже не представляют, какие возможности она несёт. Авторская игра «Путь в НКО» позволяет погрузиться в проектную деятельность, на жизненных кейсах разобраться в тонкостях работы некоммерческого сектора, на опыте коллег узнать о взаимодействии секторов «власть-бизнес-общество» и, конечно, узнать о карьерных возможностях в зарегистрированных и незарегистрированных общественных объединениях. Я рада, что мне выпала уникальная возможность обучиться тонкостям игротехники, разобраться вместе с командой разработчиков и автором игры Алексеем Арбузовым в особенностях версии 2.0».

Кирилл Подтопельный, активист молодёжного клуба российских немцев “DeStuVe”, г. Мурманск: «Проект вызвал очень глубокий внутренний отклик. Тёплая, дружеская атмосфера зарядила мощнейшим созидательным импульсом. Обращаясь к воспоминаниям о каждом из дней проекта нахожу что-нибудь новое для себя как ведущего, как игрока и как организатора мероприятий. Основная мысль, которая занимает большую часть внимания после проекта, – как найти все возможные точки роста и сделать игру «Путь в НКО» для аудитории с минимальными знаниями более захватывающей и увлекательной».

Юлия Карих, ведущая обучения игротехников, член Ассоциации российских тренеров: «Я помню свой первый опыт проведения игры и погружения в неё с позиции игротехника. Я тогда подумала, что это и структурированный развивающий разговор, и коуч-сессия для НКОшника, и командное обсуждение точек роста, и…ещё много чего. Игра привлекает меня своей многогранностью и возможностью творчески подходить к процессу подготовки и проведения: каждая игровая встреча будет неповторимой – зависит от аудитории, цели встречи и игротехника. В ходе доработок и постоянных обсуждений позиция ведущего постоянно обсуждается. Мы добавили методические разработки, структурировали задания и подсказки, прописали алгоритмы действий».

Алексей Арбузов, автор и ведущий разработчик игры «Путь в НКО»: «Мой восторг связан не только с ценностными установками участников везде искать плюсы, но и с тем, что они задавали вопросы, которые их беспокоят и давали реальные предложения по оптимизации игры. Я записал для себя множество новых идей, которые можно использовать в будущем, ещё раз услышал, что потенциал игры огромен и нужно теперь суметь его использовать».

Проект продолжился проведением заочных встреч – онлайн-консультации по игре и вопросам игротехники состоялись в декабре 2021 года, в январе и апреле 2022 года. В ходе встреч участники со всей России имели возможность открыть для себя игру, задать вопросы, связанные с ней, узнать об опыте проведения игровых сессий от участников очного этапа проекта. Всего в консультациях приняли участие 40 человек, каждый получил свой личный экземпляр настольной игры для проведения тренингов в своих регионах.

Одним из ключевых этапов проекта стало создание методического ресурса для игротехников. В помощь как ведущим, так и всем интересующимся, на сайте проекта размещены методические материалы (они доступны также и для скачивания), видео с подробным описанием правил игры и роли ведущего, вопросы, тренинги, и кейсы, которые игротехники могут использовать для проведения игровых сессий. Ознакомиться с ресурсом можно по ссылке: https://go2ngo.jdr.ru/

Новоиспечённые игротехники – участники очного воркшопа, а также участники онлайн-консультаций во всю применяют полученные знания и опыт на практике. С декабря по апрель в регионах была проведена 21 игровая сессия, в которых приняли участие в общей сложности 143 человека. Среди тех, кто решил познакомиться с возможностями некоммерческой сферы с помощью формата настольной игры, – представители молодёжных и взрослых общественных организаций, работники сфер культуры и финансов, студенты, и даже спортсмены, не имеющие опыта общественной деятельности, но стремящиеся узнать об этом больше.

Валерия Бюлер (г. Петрозаводск): «Для меня игра «Путь в НКО» – это огромный айсберг, который таит в себе множество загадок. На поверхности – лишь малая часть. Но когда начинаешь погружаться в игру, разбираться с правилами, начинаешь пробовать различные форматы и варианты игры с коллегами, то перед тобой открываются огромные возможности для личного роста как тебя, так и твоей команды.

Мне всегда нравились игры, в которых ты можешь получить те навыки, которые потом обязательно помогают в жизни, работе, общественной деятельности. Здесь именно тот случай: как научиться устанавливать связи, как найти креативный подход к решению проблемы, как разобраться в нюансах некоммерческой деятельности – это все те навыки, которые на сегодняшний день актуальны для активиста любого рода деятельности».

19 марта в рамках федерального проекта «Общественные встречи немецкой молодёжи России» (г. Москва) состоялась презентация итогов проекта. Члены оргкоманды «Путь в НКО. Методичка» рассказали участникам о проделанной работе и достигнутых результатах и представили электронный методический ресурс. Автор игры Алексей Арбузов провёл большую игровую сессию – в экспериментальном формате игра шла одновременно за несколькими столами с одним ведущим.

«Мы играли командами из 5-6 человек, которые выступали «единым фронтом». Некоторые задания мы сначала делали внутри наших микро-групп, а позже представляли результат всем участникам. Мне очень понравился этот вариант игры, возьму его на вооружение», – поделилась отзывом участница Ксения Егорова (г. Москва).

Проект продолжает свой путь по стране: участники планируют новые игровые сессии и презентации игры в регионах, делятся опытом, открывают новые грани игры и обсуждают её дальнейшее развитие.

Значимость проекта и единство в общем деле отразились в стихотворении Татьяны Медведевой (г. Мурманск), которое она написала после участия в очной встрече игротехников в ноябре 2021:

В немецком доме, в выходные
за общим кругом пул экспертов.
Не обсуждений ради собрались,
а поиграть о деле сердца.

Здесь каждый знает, как и где
Команду собирать или фандрайзить.
И в общей творческой семье
Мы набирали репки номиналом разным.

О чем бурлящих пузырьков идей
Сложились для меня три дня?
О том, как весело соединить людей,
Чтоб научить учить, играя и шумя.

Я встретила Таких, кто мыслит перспективой,
узнала, где могу петицию подать,
я чувствовала силу мысли коллектива
и вовлекалась, чтобы знания отдать.

За что я благодарна? Да за всё,
А больше всех за то, что будет дальше,
за изменения внутри, подарок, и ещё
за новый опыт и общение без фальши.

Проект реализован МОО «Немецкое молодежное объединение» с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

По вопросам и предложениям вы можете обратиться по электронной почте Немецкого молодежного объединения: jdr@jdr.ru