– Я с детства член автономии, с 2012 по 2017 год руководил Молодежным клубом «JugendWeg» автономии, участвовал и сейчас участвую в ее мероприятиях, в том числе на меня не раз возлагали обязанности по организации и подготовке праздников, различных встреч. Такая ответственность, как мне кажется, способствовала и моей хорошей учебе в школе, и более глубокому обучению немецкого языка как второго родного, и была неплохим драйвером для того, чтобы тянуться к саморазвитию.
В итоге Максим в поисках хорошего базового образования сменил три школы, чтобы наверняка поступить в университет:
– Рядом с первой школой находились профессиональное училище и техникум, я знал ребят оттуда, анализировал поневоле, какими знаниями и каким культурным уровнем они обладают, и понимал, что мне надо что-то большее. Поэтому в восьмом классе сменил свою первую школу на другую, лучшую с точки зрения педагогического состава. А через какое-то время у нас в городе открылся лицей с физико-математическим уклоном, я прошел конкурс туда, и был этому рад, потому что оказался в 11 классе в коллективе, считай, с единомышленниками, ребятами, которые так же, как и я, были заинтересованы в продвижении вперед, в освоении знаний. Для меня тогда, наверное, стало открытием, насколько среда, тебя окружающая, сильно влияет на достижения каждого из нас.
Любовь к технике, к технической области знаний у Максима также родом из детства. В школе, в рамках трудового обучения действовали различные курсы подготовки как по обработке, так и по сварке металлов, и Максим с удовольствием это осваивал. С обработкой металлов, созданием новых конструкций и устройств, в том числе подвижных транспортных средств было связано и обучение школьника в Доме детского творчества. В старших классах, когда появился Интернет, Максим расширил географию своих познаний, стал знакомиться с достижениями науки и техники в других странах, в том числе и на немецких сайтах.
– Уже обучаясь в Сибирском федеральном университете, я обнаружил в технической библиотеке невесть как оказавшийся там учебник по сопротивлению материалов на немецком языке. Уровень знания языка, которого я достиг на специальных курсах национально-культурной автономии в Канске, позволил мне почитать этот учебник, познакомиться с иными, чем применялись у нас в России, подходами в решении разных технических задач. Было очень интересно.
С техническими, инженерными достижениями человечества Максим стал знакомиться, конечно, раньше студенческого периода. Одной из любимых книг была энциклопедия по истории, большой раздел которой посвящен биографиям известных изобретателей. «Среди них было очень много немцев, – рассказывает Максим. – И я чувствовал некую этническую гордость за нацию, к которой отношусь по крови. А еще чувствовал с самого детства ответственность за свои действия, что нужно «держать марку», как это делали лучшие представители немецкой нации, в том числе, и известные российские немцы. Что работа должна быть выполнена в срок и качественно, иначе зачем вообще ввязываться в дело».
И если многие герои нашей рубрики «Молодые профессионалы» свою этническую идентичность осознали в уже взрослом возрасте, в том числе, став участниками разных проектов НМО, то к Максиму Брунгардту это осознание пришло с самого раннего детства. Ведь он рос в среде российских немцев, окруженный, благодаря деятельности автономии Канска, культурной составляющей.
– Наша семейная история российской «немецкости», как и у многих, начинается с конца XVIII века, с манифеста Екатерины II. Прадедушка по отцовской линии уже родом с Поволжья, из села Гримм. Вместе с поволжскими немцами на эту территорию пришел первый трактор, немцы в то время были лидерами в обработке сельскохозяйственных земель, и немало привнесли в России передовых технологий. Мой предок, первопоселенец Брунгардт был одним из первых предпринимателей , производивших орудия сельхозпроизводства-веялки в с. Гримм. Прадед работал начальником цеха на чугуно-литейном заводе «Рекорд» в с. Гримм. Кстати из с. Гримм в Сибирь привезли «вафельницу», которую изготавливали на этом заводе.
В 2000-х годах я и моя двоюродная сестра побывали с этнографической экспедицией, организованной НМО в селе Гримм и г. Маркс. В этом году с. Гримм исполняется 255 лет со дня образования.
С Поволжья семью дедушки депортировали в Красноярский край причем разделили детей (дедушку и его двух братьев) с родителями, такие вот были, видимо, психологические репрессии. Прадедушку в 1942 году призвали в Трудармию –Усольлаг, где в 1944 году он умер. А прабабушку и деда с семьёй отправили в тоже в Трудармию в Эвенкию на Крайний Север. Четырнадцатилетний парень попал в тундру, занимался там тем, что занимался охотой и рыбалкой, возил продовольствие эвенкам на оленях, а у них забирал пушнину, другую продукцию. Прабабушка работала на рыбзаводе. В 1950 году семья уже с бабушкой переехали в Канск. В то время этот город являлся промышленно развитым, во время войны сюда были перевезены предприятия из Подмосковья, Москвы, Питера, в Канске эти предприятия и остались после Победы. Кстати, земляком отца и родственником был диктор радио Немецкого Поволжья Яков Шмаль, который тоже был депортирован в Канск, и отсюда был призван в Трудармию. Моя бабушка – житель блокадного Ленинграда, которую тоже депортировали в Красноярский край.
Празднование Пасхи и Рождества по григорианскому календарю, немецкие традиционные суп с клецками и булки с посыпкой, вкуснейшие кребли – эти традиции перешли в семью отца Максима от дедушки с бабушкой.
– Эти кребли я пробовал в разных местах, но таких вкусных, воздушных, пышных, как это получалось у бабушки, ни у кого больше не встречал. Дедушки уже 15 лет нет с нами, и бабушки тоже. Дедушка много трудностей перенес в своей жизни, работал на одном из местных заводов – Комбинат стройматериалов и Хлопчато-бумажный комбинат, где обслуживал технику, станки, даже вносил рационализаторские предложения, которые внедрялись. Наверное, тяга к технике мне досталась от него по наследству.
Что ж, прадеды, будь они живы, были бы только рады узнать, что их правнук-внук Максим пошел по их техническим стопам, продолжает их дело. Выучился на инженера-конструктора машиностроительных производств, после окончания специалитета по направлению «Металлорежущие станки и комплексы» поступил в магистратуру на абсолютно другое направление – «Техническая физика». Это, можно сказать, жизненное кредо Максима Брунгардта – пробовать свои силы в разных направлениях технического творчества. После окончания вуза пять лет работал конструктором на заводе, потом ушел в сферу продаж промышленного оборудования:
– На каждом из мест работы мне спустя какое-то время хотелось немного другого. На заводе хотелось более активной деятельности, перемещаться в течение рабочего дня, а не сидеть в одном кабинете. А когда продавал оборудование, подумал, что мне было бы интереснее создавать что-то новое, изобретать. Поэтому ушел в другую фирму, занимался обслуживанием промышленного оборудования, при этом мы работали с предприятиями, выполняли задачи по совершенствованию старого и конструированию нового оборудования в рамках НИОКР. Этот опыт я перенес в диссертацию, защитился, став кандидатом технических наук.
Действия Максима не остались незамеченными в ученом сообществе, в один прекрасный день ему предложили должность заместителя директора по научной работе Политехнического института Сибирского федерального университета.
– Я не мечтал о таком направлении в своей профессиональной карьере, но – подумал и согласился. В том числе и из-за своей той самой ответственности, которой проникся еще в детстве, участвуя в мероприятиях национально-культурной автономии. Я как представитель движения российских немцев должен подавать пример того, как надо распоряжаться личностными ресурсами. Если мне предложили эту работу, значит, надеются, что я ее исполню как должно.
Максиму Валерьевичу в настоящий момент нравится работать в новом амплуа. Нравится преподавать студентам. Не просто учить их, а, как он говорит, передавать им свои знания, свой практический опыт, имея за плечами работу в разных сферах экономики. Анализировать и вместе со студентами осмысливать их профессиональное будущее. А еще нравится развиваться и совершенствоваться в науке. Не так давно Максим совместно с соавторами издал два пособия, из-под его пера выходят статьи в серьезных научных журналах, которые цитируются в международных базах знаний.
– Хотелось бы плотнее работать над своими исследованиями в машиноведении, разработке устройств и образцов нового технологического оборудования, в том числе с нашими зарубежными партнерами. Я считаю, что ученые, инженеры, да и другие специалисты в смежных областях не можем замыкаться внутри одного вуза или коллектива, внутри одной страны, современная наука не имеет границ и для решения многих важных задач требуются коллаборации единомышленников из разных стран.
Да, такие временные преграды и барьеры, как признается Максим, огорчают, но не лишают его мотивации, интереса двигаться вперед, ведь он – оптимист по жизни: «Предпочитаю на все происходящее смотреть с позитивной точки зрения, отталкиваться от положительных моментов, которые есть в большинстве событий. Если и выбирать какой-то жизненный девиз, то я бы остановился бы на вот этом – «Никогда не отчаиваться, ибо отчаявшиеся люди совершают отчаянные поступки»».
И, конечно, как же «достигатор» и оптимист без планов на ближайшее будущее?
– Предпочитаю планировать лет на пять, не больше. В профессиональном плане нужно заполнять пробелы и совершенствовать знания, осваивать большие объемы информации, а это процесс, можно сказать, бесконечный. Думаю, что современному специалисту нужно постоянно следить за тенденциями в отрасли, в особенности преподавателям, это видеокурсы, общение с коллегами на специализированных сайтах, в том числе и на немецком языке. Технический прогресс подарил нам такую уникальную возможность – общение с коллегами, что называется, на расстоянии телефонного звонка, на расстоянии сообщения в мессенджерах. Еще есть задумки через автономию организовывать образовательные мероприятия технической направленности, в том числе совместно с немецкими партнёрами. Чем теснее и в то же время чем масштабнее обмен знаниями, тем лучше из студента получается специалист.
Укреплять свои позиции Максим планирует и в непрофессиональной сфере. Например, принять участие в… автогонках. В детстве он хотел стать автогонщиком, но любовь к технике, как видим, привела его в другие направления – в промышленность, в технобизнес, теперь вот в и науку.
– Из увлечений в летний период я люблю ролики и лыжероллеры, волейбол, велосипед. Зимой – немного сноуборд, беговые лыжи, непродолжительный походы, такие, как на Красноярские столбы и другие туристические маршруты Красноярского края.
Максим уверен: все, что предлагает ему жизнь, и все, что он осваивает, становится хорошим фундаментом для дальнейших движений по профессиональной лестнице. Еще он уверен в том, что у него есть все драйверы для самосовершенствования.
– Меня иногда спрашивают, не планирую ли я, как мои родственники, уехать в Германию. Отвечаю «нет» по одной простой причине: здесь есть куда развиваться и что развивать. Работа на местах, в том числе и на малой родине, — это очень ответственный и важный в жизни любого человека период жизни, где он может проявить себя как гражданин и зарекомендовать себя как специалист. Здесь, в России по сравнению с Европой для меня множество возможностей проявить себя, здесь мой вклад в общее дело, думаю, будет более значимый, чем где бы то ни было.
Обращаем ваше внимание, что вы или ваши знакомые — молодые профи из числа РН — можете стать героем данной рубрики! Заполните заявку и мы свяжемся с вами: https://forms.gle/76vQy7X7yYrN13AR6