– Почему я выбрала именно этот профессиональный путь? А другого варианта фактически не было.
И режиссер театрального коллектива российских немцев «Jugendstadt» Даяна Рафф вспоминает, что с детского сада любила принимать участие в разных шоу и творческих мероприятиях. И мама очень много внимания уделяла старшей дочери (в семье Рафф четверо детей), чтобы развить в ней природные задатки творческой личности. А в том, что они были, сомнений не возникало даже у посторонних: педагог в детском садике, а потом и в школе, которая была в связке с этим детским садом, так и сказала родителям, – мол, ваша дочь актрисой будет. И постоянно привлекала Даяну в качестве русалки, снегурочки и прочих сказочных личностей. А еще школьница писала сценарии, вела мероприятия, помогала педагогу организовывать их. Плюс хореография (семь лет участия в «шикарном», как характеризует девушка, коллективе: первые места в конкурсах, победа в грантах, хип-хоп, эстрадный, народный и бальный танцы), плюс актерский кружок и музыкальная школа в течение десяти лет, во время которых Даяна освоила фортепиано, вокал и барабанную установку.
– В общем, я рано поняла, что без сцены мне не жить. Так что, когда после девятого класса встал вопрос – кем быть и куда поступать, сомнений не было – подала документы в наш Саратовский областной колледж искусств на режиссера-постановщика театрализованных представлений. Правда, параллельно и в другой колледж, педагогический, на учителя начальных классов. Потому что от колледжа искусств все школьные учителя отговаривали, и мне самой при первых визитах туда ничего не понравилось – ни ободранные стены, ни общая атмосфера. Вот и подумали с мамой – что мне еще нравится делать? Ага, с детьми возиться. Ну, давай на учительницу. Это уже потом «обшарпанные» стены саратовского колледжа искусств стали любимыми и родными, а процесс обучения – отличные четыре года моей жизни.
Да, такая еще вот маленькая, но характерная для Даяны деталь. Поступила-то она в оба колледжа по конкурсу. И что делать? Конечно, срежиссировать ситуацию по типу «рояль в кустах»: выбирая в магазине джинсы, взяла и спросила продавщицу, как ей быть. Та не растерялась и выступила в качестве богини судьбы Мойры, сказала – иди в актрисы, на учительницу ты и в 40 лет сможешь выучиться, а в режиссеры да в актрисы никто тебя в 40 лет не возьмет.
Через четыре года, после окончания саратовского колледжа Даяна переехала в Москву и дополнила среднее профессиональное образование высшим: окончила Ярославский государственный театральный институт, прибавив к режиссерскому «портфелю» диплом актрисы театра драмы и кино.
Были в ее профессиональной жизни и метания, куда ж без них творческому человеку? Да и нужен ли прямой, как взлетная полоса, путь, если различные повороты отлично дополняют и закаляют личность, помогают понять, что ты хочешь от жизни, что твоя жизнь ждет от тебя… Так, больше года в Москве после колледжа и до института Даяна решила отдохнуть от профессии режиссера. «Не скажу, что это был самый ужасный период в моей жизни, но я сильно выгорела морально и профессионально на разных других работах. И снова поняла, что без творчества мне не жить».
И творчество сделало шаг навстречу. Даяна решила возвратиться в Энгельс, в Саратов (это, считай, один город), хотя в Москве нравилось, Москва – это же город больших возможностей, было трудно принять такое решение. «Но представляете, что такое – устроиться в столичный театр актрисой? А мне необходимо было получить такую работу, это было одно из условий обучения в театральном институте, в который я к тому времени поступила. В общем, маме, которая отговаривала покидать столицу, я сказала, что просто отдохну в Саратове и вернусь в Москву, а сама поехала со всеми вещами к родителям. А через месяц меня, так удачно сложилось, пригласили работать в театр при Саратовской «драме», потом в сам драмтеатр. Роли, спектакли в разных театрах, в том числе в коммерческих, частных, в муниципальном – я осталась в этом городе на пять лет».
А потом снова – переломный момент в творчестве, и снова было трудно принять решение уйти из театра, уйти с работы, которая, в общем-то, нравилась. Но, как признается Даяна, наступил какой-то «стоп», как будто нечем дышать, не хватает воздуха, и даже здоровье начало ухудшаться от этой ломки, исканий истины внутри себя.
– Для меня многое в жизни определяет чувство свободы. А у актрисы оно, как ни крути, не должно быть главным, если хочешь комфортно работать, служить в театре. Да, я уже наработала стаж и уважение, могла выбирать, в каких проектах мне участвовать, а в каких нет, и это уже было классно. Но мое неактерское внутреннее «я» потихоньку взяло верх. Ведь еще в колледже преподаватель по актерскому мастерству говорила мне, что у меня больше режиссерский склад ума. Хотя я повторяла не раз – нет, нет, я хочу быть актрисой. И вот год за годом службы в театрах стала в себе это замечать – то, что я часто не согласна с режиссером, прямо борьба внутри меня идет. А это неправильно. Если ты актер, ты должен выполнять задачи, поставленные режиссером, действовать в рамках его видения сценария. А во-вторых, процентов на 80 меня не устраивал уровень спектаклей, в которых я была задействована. То есть опять же это режиссерский уклон: вот здесь бы я так сделала, а вот тут – эдак, и постановка бы совсем по-другому смотрелась, намного круче.
И в этом судьба подарила Даяне шанс изменить направление с актерского на режиссерское. Мол, хочешь другого творчества? А давай! Еще когда девушка была в Москве, «оказию» подогнала: театральному коллективу российских немцев «Jugendstadt» срочно понадобилась актриса для гастрольного спектакля. Нужно было за неделю выучить слова, и ехать с постановкой в Германию. Конечно, Даяна согласилась. А потом уехала в Саратов. Но с театральным коллективом российских немцев не рассталась, параллельно с актерской деятельностью развивалась ее режиссерская – с «Jugendstadt». Так эпизодическое участие в гастролях привело сначала к консультированию, а потом предыдущий режиссер и вовсе передал ей бразды правления. И вот уже пять лет она в этом коллективе, причем уже в качестве режиссера.
– Я – счастливый человек: очень люблю свою работу. Даже работой ее называть не хочется, это сейчас дело моей жизни. Нравится и наша миссия – трансляция культуры и исторических ценностей российских немцев через призму театрального искусства.
Тут надо обозначить еще один кульбит судьбы, который еще раньше, больше десяти лет назад свел Даяну с движением российских немцев. Родители планировали переехать в Германию, и чтобы старшая из детей, 14-летняя Даяна, лучше и быстрее адаптировалась в другой стране, мама отправила ее на детские занятия в Центр немецкой культуры города Энгельса – учить немецкий язык, узнать больше о культуре народа. Так что знакомство девушки с движением российских немцев началось еще тогда.
Историю немецкой ветви своей семьи Даяна знает на три поколения в прошлое. «Знаю, что наша фамилия поначалу была с приставкой, де Рафф, что был фамильный герб. Почему и когда мы это потеряли – разузнать это числится в моих планах».
Прадеды Даяны – из Украины, из Одессы, были депортированы оттуда в Сибирь, а после переехали в Казахстан. Затем вместе с родителями годовалая Даяна оказалась в Поволжье, в городе Энгельсе Саратовской области.
– Если честно, тогда, в 14 лет, я не осознавала, зачем мне это все эти занятия, обучение немецкому, не идентифицировала себя с этим народом. Знала, что по маминой линии у предков непростая судьба, но все это было интересно мне на уровне «поговорить дома за семейным столом». Полноценное осознание своей причастности к истории российских немцев пришло гораздо позже, в 19 лет, когда мне доверили поставить свой первый спектакль при Российско-немецком доме. Я повзрослела, мне стало это интересно. И стало безумно приятно, что история моей семьи пересекается с такими значимыми событиями. Причем, позанимавшись примерно один год тогда в энгельсском центре немецкой культуры, я из движения «выпала»: наш переезд отложился по разным причинам, у меня другие цели стали главными. Но когда я захотела вернуться в движение в 2017 году, мне в соцсети Вконтакте попалась запись, что в Санкт-Петербурге будет проходить проект, приуроченный к 20-летию Немецкого молодежного объединения. Я подала заявку, и попала на проект. В тот раз меня, что называется, зацепило, я поняла, что не хочу расставаться с движением. Помню, повлияло то, как шикарно нам, участникам, подавали историю российских немцев, от сердца к сердцу. Мне захотелось узнавать про все это глубже. В том числе и про свою семью.
«Jugendstadt» ставит спектакли на темы, связанные с российскими немцами, и организует творческие проекты, собирая людей, заинтересованных в развитии истории и культуры этого народа. Зона ответственности – Поволжье и юго-запад России, поэтому коллектив работает в разных городах.
– Каждый год гастролируем. По России и не только, когда ситуация это позволяла. У меня как у режиссера непростая задача «прочитать» каждого актера, подобрать роли, максимально близкие конкретным участникам коллектива. При этом мне втройне тяжелее, нежели режиссерам в классических театрах: в «Jugendstadt» работают непрофессиональные актеры, их нужно многому учить, объяснить, как жить на сцене, как двигаться, как контактировать со зрителем. При этом нужно действовать осторожно, чтобы не «сломать» человека психологически. Ведь такое творчество – великая сила. В наших спектаклях и проектах участвуют разные люди, основной костяк – примерно 35 человек.
Сегодняшний «Jugendstadt» – предмет гордости Даяны. Коллективу более десяти лет, предыдущие руководители сделали немало, чтобы собрать актеров-любителей и создать атмосферу творчества. Когда-то костяк составлял чуть больше десятка человек, а уровень спектаклей начинался с клубной самодеятельности. ««Jugendstadt» теперь и мое детище, классно видеть, как растут в своем мастерстве участники, как всем вместе нам удается зажечь зал».
– В актерской профессии мне нравилась возможность говорить со сцены важные вещи, чтобы зрители и после спектакля думали, анализировали что-то значимое в своей жизни. А вот в режиссерской деятельности я могу эти важные вещи приумножить, говорить с десятками зрителей сразу через нескольких актеров. Этакая творческая синергия.
Даяна признается, что ей очень хочется, чтобы коллектив стал еще профессиональнее. Сама она для этого изучает «закулисье» жизни театрального коллектива, чтобы приобрести и навыки директора, и навыки юриста, и другие необходимые компетенции. Еще мечтает создать Дом творчества, в чтобы в нем, кроме «Jugendstadt» работали бы и люди с ограниченными возможностями, которых бы совместное творчество окрыляло.
– Для меня гармония и счастье – это когда у меня все хорошо, и когда у всех, кто меня окружает, тоже хорошо. Понятно, что идеал не достижим, но стараюсь видеть моменты счастья в каждом дне. И считаю, что всё, что ни делается, все к лучшему. Как мы любим с коллективом говорить, дальше – больше!
Обращаем ваше внимание, что вы или ваши знакомые — молодые профи из числа РН — можете стать героем данной рубрики! Заполните заявку и мы свяжемся с вами: https://forms.gle/76vQy7X7yYrN13AR6