Вероника и сама удивляется. Как так? С детства она понимала, что у нее немецкая фамилия, но узнать, откуда, почему и каким образом часть культуры немецкого народа вошла в ее жизнь, даже мысли не возникало.
– Родители об этом особо не распространялись, наверное, потому что в их биографии и в жизни прадедов был отрицательный опыт по этому вопросу. Дедушке по папиной линии было 4 года, когда всю его семью — родителей и еще троих братьев и сестер — депортировали в Новосибирскую область из Поволжья, из села Павловка Марксовского района Саратовской области. Там и остались. Дедушка, когда вернулся из армии, стал на заводе работать уже в самом Новосибирске, там с бабушкой познакомился. И мои родители в Новосибирске любовь обрели. Хотя мама родилась в Ленгере (Чимкентская область в Казахстане) в семье военных, и они много ездили по стране, в 15 лет она приехала в Сибирь учиться и тут осталась. Я не успела расспросить дедушку об истории семьи, да он и не делился подробностями. Так что этническую идентичность стала осознавать лет с 18, во время участия в проектах НМО.
Да, получилось интересно: в движение российских немцев Вероника Мецлер попала благодаря подруге, которая предложила ходить на курсы немецкого языка в Новосибирский Российско-Немецкий дом. Причем подруга – без немецких корней, просто решила совершенствоваться в иностранных языках. «Так в 11 классе я задумалась о своем происхождении. Спасибо преподавателям, они подарили любовь к родному языку предков, очень интересно преподносили программу обучения, совсем не так, как это в школе делают в большинстве случаев. А в конце первого курса вуза я съездила в молодежный лагерь от НМО, там многое узнала о российских немцах. Так что историю семьи узнавала через историю целого народа благодаря движению российских немцев».
При этом в природном любопытстве Веронике не откажешь. Не случайно своей профессией она выбрала журналистику, правда, поступила на филологический факультет Новосибирского государственного педагогического университета на специальность «Филологическое (педагогическое) образование. «В 5 лет я почему-то мечтала стать дворником, потом, в школе, – актрисой. А получила диплом филолога с правом преподавания. Выбрала это направление, потому что нравилось писать, читать, разбираться в грамматике, технологиях построения текстов. Но во время практики в школе подтвердила свои догадки, что литературу-то я люблю, а вот преподавать ее, открывать перед обучающимися все эти скрытые смыслы и то, что хотел сказать автор, – это точно не моя история».
Так профессиональная траектория, выбранная «по любви», привела Веронику в сферу методиста-организатора: надо же делать в жизни то, к чему лежит душа. После окончания вуза была руководителем молодежного клуба в Российско-Немецком Доме, в муниципальном молодежном центре специалистом, а потом начальником отдела, методистом в музее и в Доме учителя, в детском развивающем центре Монтессори. Везде, по сути, деятельность была связана с организацией различных мероприятий.
– А перед уходом в декретный отпуск работала заместителем административного директора самого большого отеля в Новосибирске. Развивала корпоративную политику в учреждении, проводила адаптацию новых сотрудников и так далее.
Параллельно официальной работе Вероника совершенствовала свои компетенции в общественной работе. Вначале как участник проектов НМО, потом статус поменялся на члена организационной команды. Стала руководителем молодежного клуба при Российско-Немецком Доме, потом создала свой собственный клуб «Hey, Leute!», организовывала проекты движения российских немцев, в том числе и федеральные, пять лет была в Совете НМО, из них два года – заместителем председателя.
– А с 2017 года начала заниматься информационным направлением. До этого функционировал только наш сайт и группа в ВКонтакте, где не регулярно, а время от времени выкладывались информация о проектах, сообщения и новости, приходящие из региональных клубов. А мне очень хотелось, чтобы об НМО, о деятельности и миссии объединения знало как можно больше людей. Мы стали каждый день публиковать различный контент: поздравления, подборки полезной информации, открыли различные рубрики, работающие на развитие движения российских немцев. Опыт работы в НМО очень помогал мне на официальной работе. Вся эта «движуха» – планирование, подготовка мероприятий, организация проектов и участие в них – здорово прокачали мои компетенции, помогали быстро сообразить, как поступить в какой-то ситуации на основной работе, как разместить и объединить большую группу людей, использовать максимум ресурсов при минимуме возможностей, да еще и в короткие сроки.
И свою этническую идентичность Вероника четче прочувствовала, работая в НМО, пыталась разыскать дополнительные факты из семейной истории. Расспрашивала родителей, отыскала родственницу, которая поведала ей имена и факты биографии предков. «Но на этом пока все, в глубь веков не получилось окунуться. Надо садиться, рисовать схему-генеалогическое древо, плюс запросы рассылать на специальные сайты, искать записи в метрических книгах в Поволжье. Но это в моих планах».
… Что самое интересное в работе методиста-организатора? «Общение с людьми», –отвечает Вероника. Подготавливая мероприятие, нужно определить целевую аудиторию, что для нее важно. Времена меняются, и форматы мероприятий надо менять в соответствии с интересами публики.
– Эта профессия требует от тебя многих качеств – стрессоустойчивости, гибкости мышления и быстроты реакции, нужно сориентироваться в нередко изменяющихся условиях, принять оптимальное решение. Мне именно эти мои качества и помогают – сконцентрироваться в нужный момент, не поддаваться панике, при этом найти креативный подход и позитивное зерно.
Понятно, что работа с людьми требует много энергии, душевных затрат. И каждый, кто работает в подобных сферах, ищет свои собственные рецепты «перезарядки», пополнения энергии. Для Вероники источники силы – путешествия, поездки на проекты НМО как смена деятельности, пение в хоре. «Это увлечение из детства. Пою с первого класса, у нас в школе параллельно с общим образованием можно было получать музыкальное. Хор, сольфеджио и музыкальная литература были обязательными предметами. А когда в детском центре работала, пошла в хор педагогов. Сначала был женский ансамбль – около 15 педагогов и мам воспитанников центра. А сегодня это коллектив из 40 человек, смешанный академический любительский хор. Недавно вот из Томска вернулись, ездили на хоровой фестиваль».
И рукоделие – тоже отличное средство ухода от стресса и для наслаждения креативностью.
– Люблю мастерить руками: делать открытки, оформлять подарки на праздники, вышивать, что-то красивое клеить. Правда, пока приходится любить это хобби в прошлом, мало совсем времени свободного. Несмотря на то, что официально я еще в декретном отпуске, и занимаюсь сыном, я по-прежнему занимаюсь инфоработой в НМО и немного копирайтингом как фрилансер. И от общественной деятельности не хочу отдаляться.
Раньше, до рождения ребенка, и для хобби получалось больше времени уделять. В актрисы Вероника не пошла, но в театральной студии несколько лет, когда училась в школе, серьезно занималась. «У нас даже собственная площадка была, показывали спектакли с продажей билетов. Потом отошла от этого. Но раз в месяц-два обязательно ходила в театр, их в Новосибирске много разных направлений. Классическим постановкам, если честно, предпочитаю современные альтернативные. Хорошо, что сейчас многие коллективы экспериментируют с разными форматами, жанрами, режиссерскими решениями. Зрители могут на сцене сидеть, а актеры вокруг них ходить или в зрительном зале «лицедействовать». Это в духе времени – переосмысливать классику, актуальным языком разговаривать со зрителем, особенно с молодежью. Ведь жизненные проблемы, они вечные, но о них можно по-разному рассказать, и вот за этим разнообразием интересно наблюдать».
Все меняется. В одну реку дважды не войдешь. Чтобы даже оставаться на месте, надо бежать. Кому как не человеку с филологическим образованием это понимать. На выходе из декретного отпуска Вероника находится в раздумьях – а не сменить ли формат работы? Чтобы не зависеть от жесткого офисного графика, чтобы уделять достаточно времени и работе, и семье, и себе, и друзьям, и своим увлечениям. При этом заниматься тем, что нравится, и обязательно делать что-то полезное и важное для окружающих.
– Поэтому сейчас активно развиваю навыки копирайтера, маркетинговые компетенции, чтобы был вариант как фрилансеру зарабатывать в любое время из любой точки мира. Реальность сегодня дарит такую возможность: не привязываться к офису и реализовывать свои способности разнообразными способами. И в любом возрасте сейчас, будь на то желание, можно поменять направление деятельности, сферу интересов, пройти какие-либо курсы. В общем, ограничений нет для пытливых умов. Хотя… в то же время ситуация такова, что горизонт планирования сегодня весьма недалек. Загадывать дальше 15 минут в нынешнее время – слишком амбициозно (смеется).
Но вот что почти точно понимает про себя Вероника – это что она ничего не поменяла бы в своей жизни, будь на то волшебный шанс. Да, это любопытно – узнать, какой бы была твоя жизнь, если бы ты поступил в другой университет, на другую специальность, если бы пошел учить не немецкий, а французский язык, не в театральную студию, а в художественную школу. «Но при этом я понимаю, что никто не отменяет «эффект бабочки», что даже малейшее изменение прошлого может стереть очень важную часть моей нынешней жизни. Поэтому – нет, ничего менять не хочу».
Что ж, с этим выводом нельзя не согласиться. Как и с утверждением Вероники, что счастье – это точно не перманентное состояние, но в то же время его всегда можно зафиксировать и обнаружить в обыденных вещах и моментах, в повседневности. Это то, что светло и тепло, что радует, вызывает улыбку. А день без улыбки для Вероники Мецлер – потерянный день. Ein Tag ohne Lächeln ist ein verlorener Tag.
– Главное в жизни, в работе, в отношениях – чтобы каждый день был повод посмеяться, порадоваться, и этот позитивный настрой надо уметь создавать себе самому.
Благодарим Веронику за беседу!