Такая вот она, Виктория Вагнер. «В школе я очень долго не понимала, кем хочу стать. Мне легко давался немецкий язык, но, честно говоря, особой любви тогда к нему не испытывала. Даже злилась, ну почему английский не выбрала, он больше в жизни нужен был. Чтобы песни понимать на английском, например. И ветеринаром хотела стать, и моделью. Интересовала медицина: я собирала в детстве в аптеках рекламные буклеты и систематизировала информацию в специальной тетради, расписывала от руки, какие показания у препаратов, побочное действие, и так далее. И до сих пор увлекаюсь медициной, пополняю свой багаж знаний по этой части, читаю статьи, иссоедования и блоги, чтобы разбираться в терминологии и базовых понятиях. Привлекала меня и психология, я даже мечтала психотерапевтом стать. Но в химии была не сильна, а для поступления в медвуз это важно было».

Друзья и родня, зная, что иностранные языки – сильная сторона Вики, советовали ей выбрать это направление. Она, как личность аналитическая, собрала все авторитетные мнения, поразмышляла и – решила начать с этой специальности. Мол, психотерапия никуда не уйдет, можно и второе высшее всегда получить. Так и стала студенткой Новосибирского государственного технического университета, факультета гуманитарного образования, поступила на специальность «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур».

– По диплому я лингвист-преподаватель, но тогда все мысли о преподавании отметала, не хотелось именно только преподавания, больше внимания отдавала лингвистическим предметам, дипломная работа была также лингвистике посвящена. Но после окончания вуза не хотелось долго «безработничать», и, увидев вакансию в языковой школе, я решила попробовать. И хорошо, что так решила: за 4 года «пробы» много интересных знакомств было и многому здесь научилась: преподавать, хорошо взаимодействовать со слушателями, себя лучше понимать.

Как водится у творческих личностей, через 3-5 лет им хочется сменить место работы, на одном месте они начинают скучать, проваливаться в депрессию. Или место работы должно быть такое, чтобы все время – движение, все время смена декораций. Так, спустя 4 года после языковой школы Виктория оказалась в Новосибирском областном Российско-Немецком доме. Потому что незадолго до этого отправила туда резюме.

– И, ура! Первое, что мне предложили в должности методиста отдела образования – подать заявку на проект «Национальная деревня» Немецкого молодежного объединения. И я прошла отбор! Я была счастлива, потому что, будучи преподавателем, я мечтала о командировках, рабочих поездках. Это стало моим первым проектом НМО. И, наверное, мостиком в будущее. Потому что параллельно с работой в РНД, где я была 3 года методистом, я активно взаимодействовала с НМО. В итоге меня стали приглашать то референтом по немецкому языку, то координатором проектов, я с удовольствием соглашалась, так как мне в НМО было настолько интересно, что я однозначно решила для себя – обязательно найду время на всю эту общественную работу.

А еще Вика для себя сделала вывод: очень важно заявлять о себе, а не ждать, пока на тебя свалится какое-нибудь интересное предложение. «Я и в РНД резюме послала «на всякий случай», и в НМО напрямую спросила – как мне стать там референтом по немецкому языку. И в языковой школе рассказала начальству, что просто преподавателем быть мне скучно, и специально для меня ввели должность помощника офис-менеджера». В РНД Виктория, помимо ведения массы мероприятий, создала вместе с командой с нуля молодёжный клуб «JugendVitamin»: «Спасибо руководителю Светлане Примаковой (тогда – начальнику отдела образования), на этом пути она оказала нам невероятно мощную поддержку, во многом это ее заслуга, что клуб так быстро встал на ноги и набрал обороты. Уже второй год он становится победителем в большом количестве номинаций в ежегодном конкурсе «Премия НМО». А сейчас я поддерживаю связь с клубом и с коллегами из нашего отдела, мы дружим, а ещё недавно провели проект «Школа идентичности» в Новосибирске – проект-победитель Конкурса проектов НМО».

Тут надо заметить, что знакомство Вики с движением российских немцев произошло гораздо раньше трудоустройства в РНД. Еще в 2008 году ее как представителя молодых российских немцев пригласили участвовать в праздниках и других мероприятиях, на то же Рождество.

– Я не совсем тогда понимала, что это за структура – Российско-Немецкий Дом, но ходила на мероприятия, особенно потом, во время студенчества. Потому что там всегда была особая, очень уютная атмосфера. И когда искала новую работу после языковой школы, вспомнила про РНД. А уже работая там, стала больше понимать о самоорганизации российских немцев. Можно сказать, что тогда стала раскрываться и моя этническая идентичность, особенно после поездки на проект «Национальная деревня».

Конечно, Виктория с раннего детства понимала, что у нее немецкая фамилия, но глубокого осознания этнической идентичности тогда не было. Хотя отец в шутку вставлял в свою речь простые немецкие слова, а мама завела для маленькой Вики тетрадку, где та рисовала предметы, а мама подписывала их на немецком. И культурные традиции, хоть и немного, но были в семье. На Пасху всегда прибегал зайчик с подарками. А на Рождество 25 декабря всегда звонила с поздравлениями бабушка, переехавшая в Германию в 1990-х годах.

– Восстановлением нашего генеалогического древа уже года четыре плотно занимается мой дядя, живущий в Германии. Когда он рассказывал мне добытые сведения, я прям такую трепетность почувствовала исключительную, до слез почему-то. В своих поисках дядя дошел до первых переселенцев, до XVIII века. В 1766 году наш предок Якоб Дорцвайлер принял приглашение о переселении из немецких земель, с него и начался путь по немецкой линии моей семьи. Дедушка по отцовской линии родился в городе Энгельсе. В 1941 году, когда ему было 9 лет, их семью депортировали в Красноярский край. Со временем он переехал в Новосибирск, но периодически ездил к своей родственнице в Краснознаменку, это посёлок в Новосибирской области. Там познакомился с моей бабушкой, она тоже по отцу из семьи российских немцев, но ее семья не была депортирована, они изначально в Украине жили, потом в Сибирь переехали. Еще у прабабушки по отцовской линии итальянские корни, ее девичья фамилия – Росси. Друзья, узнав этот факт, шутят про меня, мол, понятно, в кого ты такая эмоциональная.

Так Немецкое молодежное объединение подарило Виктории осознание идентичности и чувство сближения с семьей, с предками, чувство того, что прошлое помогает ее настоящему и будущему. Наверное, поэтому, а еще потому, что НМО помогает своим членам раскрывать свой потенциал, свои таланты, Виктория воспринимает объединение как близкого, родного друга.

– В Немецком молодежном объединении я многие роли на себя примерила, успела побыть референтом по блоку «Календарные праздники российских немцев», по блоку «Гражданская и этническая идентичность», программным директором творческого проекта, выступаю координатором проектов, провожу различные квизы. Сейчас вот в Совете НМО состою, являюсь заместителем председателя по международной работе. И с прошлого года сильнее погрузилась в работу пресс-службы, веду определённые рубрики – «Азбука НМО», «Молодые профессионалы», «НМО – это мы», языковую рубрику. Испытываю огромное удовольствие от того, что могу совмещать здесь разные виды деятельности, что меня максимально, насколько это возможно, задействуют как члена организационной команды. Еще я являюсь экспертом по оценке эффективности проектов в Международном союзе немецкой культуры. Знаете, с тех пор как в моей жизни появилось общественное движение российских немцев и стало важной частью моей жизни, это словно какую-то душевную недостачу восполнило, я почувствовала себя уверенней, сильней!

Из РНД Виктория ушла, что называется, в свободное плавание, снова в поиски себя. Но вот ведь сюрпризы жизни: в вузе она всячески отгораживалась от преподавательской деятельности, а сегодня частный преподаватель – ее основное амплуа. И это ей нравится. Ведет занятия онлайн по немецкому и английскому языкам с целеустремлёнными учениками, в основном взрослыми. У кого-то цель – подтянуть владение инязом, у кого-то – сдать необходимый экзамен. «Но самое главное для нас, для меня и для ученика – достичь положительного результата. Поэтому и мой подход к обучению – лично прочувствованный, индивидуальный, авторский. Анализирую уровень ученика на данный момент и могу соответственно поменять программу, а не строго следовать планам пособия. Думаю, моим ученикам это импонирует, они видят, что преподаватель заинтересован в их успехах. Не могу загадывать, буду я преподавать через год-два, возможно, что-то поменяется в моей карьере, но знаю, что преподавание всегда будет со мной, как и все предыдущие десять лет. Начала с 2012 года, еще будучи студенткой, заниматься репетиторством по немецкому, прошла через языковую школу, работу переводчиком и вот вернулась в частное преподавание. И рада, что достигла в этом определенных вершин, что не отказалась от этого направления, когда были трудности».

Перевод – это Виктория про еще одну параллельную занятость в прошлом. И про музыку, которой она увлечена с детства. Было время, когда она всерьез мечтала стать организатором концертов. И отчасти стала, с 2016 года включилась в волонтерство, вместе с друзьями помогали проводить шоу – проверяли билеты, надевали браслеты гостям, нарезали апельсины в гримерке. Если надо, встречала артистов в аэропорту, сопровождала до гостиницы, выступала в качестве переводчика. «Это важная часть моей жизнь, важный опыт, работала со многими своими любимыми музыкальными группами и артистами, легендами музыкального мира – God Is An Astronaut, Manowar, Lacrimosa, Oomph, Children Of Bodom, The 69 Eyes, Lindemann. К сожалению, пандемия поставила концертную деятельность на огромную паузу. Но я очень надеюсь, что это направление каким-то образом вернется в мою жизнь».

Какими качествами должен обладать преподаватель, чтобы ученики «лайкали» своего учителя и заносили в список важных и нужных специалистов? «Дружелюбным, понимающим, умеющим слышать и слушать своих воспитанников, – перечисляет Вика. – Быть отчасти психологом, уметь применять индивидуальный подход к разным ученикам. При этом надо быть с железным стержнем, ведь даже самым хорошим обучающимся нужна дисциплина. Такой вот преподавательский набор, я бы сказала. Синтез кнутов и пряников». 

Про себя Виктория говорит, что, несмотря на творческую жилку, она весьма рациональный человек. Особенно что касается планов и мечт. «В полном смысле этого слова я ни о чем не мечтаю. Просто, если какие-то идеи и желания приходят, я стараюсь их быстренько превратить в цели и осуществить. Так что это скорее цели, а не мечты. И популярный сегодня мем-призыв «Не переставайте мечтать!» я для себя бы перефразировала как «Слушайте себя и понимайте, что вы хотите. Будьте ближе к самим себе!».

И это один принципов, которому Вика и сама следует в своей жизни. Потому что ценит возможность заниматься любимым делом, потому что это помогает быть в гармонии с собой, черпать вдохновение и оптимизм. И относиться к жизни как к свободному гармоничному танцу.

– Однажды мне захотелось купить кольцо с какой-то интересной надписью. В магазине такие были. «Люби», «живи», «мечтай» и подобные мне не понравились, какими-то слишком возвышенными показались. И тут я увидела кольцо с надписью «Dance!». Прям зашло мне. «Танцуй!» – это про моё отношение к жизни. Ведь когда человек живет в гармонии с собой, когда его переполняет вдохновение, любовь, радость, оптимизм, тогда он в таком легком и свободном состоянии, что может взять и спонтанно затанцевать. В таком настроении вот и хочу жить и работать.

Благодарим Викторию за беседу!