Реализация пилотного проекта «Немецкие этнокультурный молодежные отряды» подходит к завершению. О том, как проходил проект в Томске, с какими трудностями пришлось столкнуться и какие имеются перспективы, рассказала координатор проекта НЭМО в Томске Юлия Луц.

В этом году мне впервые пришлось заниматься организацией и проведением проекта «Немецкие этнокультурные молодежные отряды». Это, хочу сказать, не такое уж легкое дело, как казалось сначала, когда мы все — будущие координаторы и методисты — принимали участие в установочном обучающем семинаре. Во-первых, я думала, что координатор и методист лишь контролируют процесс и решают некоторые вопросы, а проведение самих мероприятий — это работа и ответственность отряда. На деле вышло по-другому. Я поняла, что вся работа и ответственность ложатся именно на плечи организаторов. Кроме того, большая сложность при проведении площадок и подготовке материала в том, что все члены отряда и организаторы — студенты, и они заняты учебой. Из этого вытекает невозможность часто встречаться (не более двух раз в неделю). Нам пришлось экстренно разрабатывать и корректировать материал для работы дистанционно. При этом для меня особенно приятным было совместное решение всех вопросов с межрегиональным координатором НЭМО Ириной Крайсман, что во многом облегчало задачу.

По итогам всех площадок хочется отметить полученный опыт и выводы, которые были сделаны. Во-первых, такую трудную и напряженную работу мы с методистом этнокультурных площадок Анной Банземир фактически создали себе сами, так как изначально запланировали и, конечно, провели пять площадок в Томске по разным сценариям и темам. Кроме того, следовало бы нам больше доверять и делегировать задания другим людям. Хотя в условиях добровольного участия это сложно, но все-таки возможно. Здесь нужны дополнительные знания в области работы с волонтерами и добровольцами. Мы сразу поняли, что наш плюс в том, что в нашем отряде более 10 человек. Это позволило гибко подойти к составу отряда на конкретных площадках — не все смогли принять участие во всех пяти мероприятиях. Среди ребят, вошедших в Томский этнокультурный отряд, мнения и решения об участии в дальнейшем проекте разделились. Некоторые по итогам сказали, что примут участие, если будет необходимо выручить и поддержать организацию, а некоторые, наоборот, очень заинтересованы в дальнейшем развитии проекта. Наталья Юркина, Юлия Фаллер, Людмила Шкумат, Аполлинария Донченко, да и мы с Анной Банземир активно включились и в реализацию проекта на территории Томской области: в селах Кожевниково, Подгорное, Кривошеино, в городе Северске.

Первая площадка прошла в ТУСУРе (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники). Можно сказать, это было самое подготовленное и детально продуманное мероприятие. Были задействованы все участники отряда, продолжительность тоже была строго выдержана. Одно «но»: студенты в конце мероприятия выглядели уставшими. Но этот факт не испортил общее впечатление: все были довольны и выражали  благодарность как нам, так и преподавателям. Преподаватели тоже были в восторге. Причем теперь, когда я их встречаю, они опять начинают благодарить нас за мероприятие и выражают надежду, что работа с университетом в следующем учебном году в этом направлении будет продолжена. Как и преподаватели, мы понимаем ценность такого рода мероприятий. Они привлекают внимание, делают разнообразным учебный процесс, информируют и учат.

Завершилась первая долгая игра со студентами выпечкой, которая, кстати говоря, везде встречалась с восторгом.

Именно после первой площадки мы приняли решение включать кофе-брейк и в городские мероприятия. Во-первых, если студенты устают от игры, то для школьников на будущих площадках она может стать невыносимой, а во-вторых, всухомятку есть пирог не совсем правильно, да и бюджет позволяет внести в смету сок или чай.

Вторая площадка в деревне Кисловка Томского района стала самой напряженной и нервной для отряда. В ней участвовало уже меньше человек со стороны организаторов, но ничуть не меньше со стороны участников. Да и целевая группа, 7-е классы, — дети очень неспокойные и шумные в силу возрастных особенностей.

И мы как педагоги сработали не совсем корректно. Если вначале мероприятие шло нормально (дети были разделены на группы), то затем мы решили объединить их, спеть совместно песню  и потанцевать. Это стало провальным моментом. Если честно, вместе они оказались просто неуправляемыми. Сложностью стала и разношерстность аудитории (половина ребят не знала и не учила немецкий язык — это сразу обеспечило выпадение участников из процесса: им было совершенно непонятно и неинтересно). И мы осознали, что в следующий раз важно уделить этому особое внимание.

Несмотря на такую, казалось бы, не радужную картину, для детей это мероприятие стало все же занимательным и необычным, они отразили свое настроение во время рефлексии и нашу площадку обозначили как состоявшийся интересный праздник. Сами ребята приглашали нас приехать еще. А нам это позволило сделать выводы как педагогического плана, так и организаторского.

Третья площадка — в гимназии №1 города Томска. Договариваться в эту школу мы ходили с Аней Банземир вместе (после неудач в школе№40 я не решилась идти одна — вдвоем убедительнее). Здесь мы столкнулись с очень приятным и немного ошеломляющим радушием всего педсостава — их открытостью и готовностью помочь, любовью к детям. Несмотря на плотность графика, учительница немецкого языка Галина Николаевна Волкова с радостью предоставила нам время для проведения площадки. В этот день, кроме нашего мероприятия, в школе был день открытых дверей для родителей и открытые уроки. Это нисколько не помешало проведению нашей этнокультурной площадки, правда, укоротило ее до двух уроков и перемен. Мероприятие было разделено так, что во время перемены дети вышли в коридор и там знакомились с национальным танцем, привлекая тем самым других школьников и мимо проходящих родителей. По завершению танца и окончанию перемены дети вошли обратно в классы, где их ждал кофе-брейк и окончание игры. Ребята очень заинтересовались заданиями, хотя некоторые были для них сложные, но все с ними справились.

В конце второго урока учительница ушла на открытое занятие, и в коридоре нас ждал уже другой класс. Поскольку дети были «бесхозные», мы решили занять и их, предложив им свои задания. Таким образом, мы провели еще одну площадку спонтанно.

Учительницу, конечно, приятно удивило, что мы не бросили детей. По завершению Галина Николаевна предложила нам провести мероприятие еще в одном классе, и мы договорились о проведении площадок, правда, уже осенью 2012 года.

Четвертая площадка прошла в тот же день на другом конце города, в библиотеке «Северная». Совершенно другая по наполнению, неизвестная для нас (в плане целевой аудитории и возможности восприятия приготовленного материала). Самая спокойная, на мой взгляд, площадка. Пришли и дети, и взрослые. Это спальный район Томска, где детям не хватает досуга: ехать в центр далеко и дорого, а здесь возможностей для отдыха и досуга практически нет.

Первый блок, история российских немцев, немного трудный для детского восприятия, прошел спокойно. Хотя дети немного устали и не участвовали в беседе, они все же не ушли и не шумели. Второй блок, прикладное творчество, разрядил обстановку. Если сначала ребята неохотно делали тряпичных ведьмочек и часто говорили, что они не могут их делать, то под конец все стало легко и приятно, тем более, что они не только сделали кукол, но и узнали много нового о праздновании 1 Мая, об истории и традициях этого праздника как в России, так и в Германии. Во многом во время проведения площадки в библиотеке помогли взрослые: они не только сами мастерили, но и помогали маленьким в творчестве.

Третий блок, российские немцы в Томске (знаменитые российские немцы Томска), был совмещен с чаепитием. В этом большая заслуга работников библиотеки, они подготовили и чай, и угощение, и посуду для ребят, хотя заранее не знали, что мы тоже планируем проведение кофе-брейка. Таким образом, третий блок прошел очень весело и непринужденно. Мы рассказали о деятельности организации «Югендблик». Дети участвовали в беседе, задавали вопросы наряду со взрослыми.

В конце мероприятия все взрослые заполнили анкеты, а дети прикрепили свое «настроение» на ватман и в подарок получили браслеты НМО, чему были несказанно рады.

Также с руководством библиотеки были обговорены возможности проведения подобных мероприятий в дальнейшем. Оно готово взять на себя организацию целевой группы и пригласить к участию учащихся близлежащих школ.

Пятая площадка — в школе №40. Очень долгим стал процесс договоренности о проведении площадки. Занятость директора, постоянное перекидывание информационного письма от одного учителя к другому затянули решение оргвопросов. В какой-то момент даже хотелось отказаться от данного места проведения. Но когда уже практически все площадки были назначены, а некоторые проведены, нам позвонила Надежда Ивановна Кузьмина, учитель немецкого языка и попросила провести площадку в этой школе. Оказывается, она услышала отзывы об уже состоявшейся площадке в средней школе №1. Нам было очень приятно, и отказать мы не смогли, да и не хотели. Очень необычной стала целевая аудитория — 5-9-е классы. С одной стороны, этот факт немного шокировал нас, но на деле оказалось все органичным: что не знали девятиклассники, очень хорошо знали пятиклассники и наоборот. Правда, необязательность присутствия на всей площадке и параллельное проведение открытых уроков по другим предметам немного подпортили общее впечатление. Оказалось разрешенным свободное пребывание и уход с мероприятия, что осложняло работу в группах для самих ребят. Со стороны отряда тоже были недоработки: не успели приготовить аудиторию для проведения мероприятия, мало кто успел надеть костюмы.

Тем не менее, Надежда Ивановна отметила необходимость такого рода мероприятий, выразила благодарность в анкете и на словах. Она отметила, что занятия носили познавательно-развлекательный характер. Очень удачным, по ее мнению, было задание по заимствованиям слов из немецкого языка в русском. Мероприятие заинтересовало и детей, и преподавателя, и, как следствие, появился интерес к дальнейшему сотрудничеству с «Югендбликом». Кроме того, она посоветовала завучу из гимназии №6 провести и у них такую площадку, но отряд все-таки решил дальнейшие мероприятия перенести на осень.

Для меня, с одной стороны, было очень полезным и интересным проведение этноплощадок, но с другой — достаточно сложным делом. Проведение такого проекта, на мой взгляд, должно быть обязательно продолжено. Многие оргвопросы и работу с командой я бы построила с учетом полученного опыта, а в последующих площадках немецкий язык использовала бы в большей степени (что будет более полезным для школьников), но кадров, которые бы владели языком, к сожалению, не хватает. В этом убедились и мы в рамках нашего отряда, хотя все у нас немецкий язык изучают, но уровня знаний хватает не каждому. Нам всем есть к чему стремиться. Спасибо НМО за прекрасный образовательный проект!

Юлия Луц,

координатор проекта «Немецкие этнокультурные молодежные отряды» по городу Томску